Как подготовить питч-презентацию для инвестора: советы бизнесменам

Пошаговая инструкция по созданию наглядной и убедительной презентации своих бизнес-идей
22 ноября 2016
9 минут
Специалист по ораторскому мастерству, бизнес-тренер, к.псх.н.
Вам предстоит презентовать бизнес-план или продукт перед инвесторами или выступить на конкурсе бизнес-проектов? Но у вас мало опыта и вы не знаете, с чего начать? Перед вами — пошаговая инструкция по созданию наглядной и убедительной презентации своих бизнес-идей.

Оформляем бизнес-план: почему это важно

Бизнес-план — программный документ, который описывает ваш продукт, его сильные и слабые стороны, организацию процессов, рынок сбыта и планы по развитию.

Однако, чтобы проект реализовать, недостаточно одного бизнес-плана на бумаге, необходимо привлечь к нему внимание — грамотно презентовать перед инвесторами. В данном контексте под инвестором мы можем понимать и внутренних заказчиков, если, к примеру, вы питаете продукт внутри корпорации. Поэтому от того, насколько профессионально вы подготовитесь к выступлению, будет зависеть будущее вашего бизнеса.

Формат питч-презентации предполагает представление своего продукта перед инвесторами за небольшой промежуток времени. За 3−5 минут вам будет нужно донести самую суть проекта, убедить в своих конкурентных преимуществах и запомниться. Вывести инвестора на диалог и завоевать его доверие. Для этого необходимо заранее подготовить тезисы выступления, продумать структуру питча и затем уже приступить к оформлению презентации.

Составляем презентацию бизнес-плана: технические и дизайнерские тонкости

Для визуального представления питча обычно используются специализированные программы для создания и показа презентаций: Microsoft Power Point, «Google Презентации», Libre Office Impress, Mediator и т.п. Как правило, офлайн работают в Microsoft Power Point, а онлайн — в «Google Презентации». Их простой функционал и понятный интерфейс позволят быстро оформить слайды в слайд-шоу: поработать с текстовым, аудио- и видеоконтентом и связать разные смысловые части друг с другом.
Ваша цель — подготовить информативную, яркую и удобную в восприятии информации презентацию бизнес-плана. Чтобы ее добиться, важно соблюдать несколько правил.

  1. Следите, чтобы все элементы (текст, графики, диаграммы, картинки, аудио) были взаимосвязаны и дополняли друг друга по смыслу.
  2. Не перегружайте презентацию излишним контентом. Каждый слайд — 1 мысль. Помните, что у вас мало времени для защиты своих идей.
  3. Придерживайтесь 3-х принципов: краткость, логичность и содержательность.
Если говорить о дизайне слайдов, то для начала необходимо подобрать сдержанный фон. Он не должен перетягивать фокус внимания на себя. Шрифт для текстовых блоков лучше выбирать крупный и невычурный. При оформлении слайдов стоит придерживаться строгого делового стиля. Однако каждый случай индивидуален: питч-презентация салона красоты однозначно будет отличаться от демонстрации консалтингового или ИТ-продукта.
Однако технические вопросы — это лишь 30% успеха. Всё держится на самом рассказе, поэтому перейдем к построению структуры питча для выступления на 3−5 минут.

Структура питч-презентации

Любая презентация вне зависимости от темы, длительности или формата подчиняется закону композиции: должно быть начало, середина и концовка. Вступление — это вход, подведение к основной идее (рассказу о вашем бизнес-проекте). Середина — это детали (конечно, насколько позволяет время) о том, что вы делаете, как планируете развиваться. Концовка — это финишная прямая, где мы подводим к кульминации в виде call to action — призыва к вашей цели. А теперь по порядку.

Стоит отметить, что середина (или основная часть) питча — это стандартизованный набор смысловых частей, то есть обычно они одинаковы для всех проектов или продуктов. Эти блоки — своего рода набор вопросов к проекту со стороны инвестора/заказчика, ответы на которые он ждет от спикера.

1. Вступление

Чтобы подготовить аудиторию, нужно сделать минимум три вещи:

  • Представиться (не забывайте внятно произносить свое имя и название проекта).
  • Выдать короткий тизер (то, о чем бизнес-проект, чем занимаетесь, но в общих чертах). Пример тизера: мы делаем приложение, анализирующее гардероб и помогающее подбирать одежду на каждый день. Коротко, в одном предложении, но понятно, что и для чего делаете.
  • Показать проблематику (это, пожалуй, самая любимая часть — боль клиента). Объясните, почему вы делаете то, что делаете. Обрисуйте мир и скажите, в чем заключается его несовершенство, какие проблемы испытывает человек/ люди/ компании, к каким последствиям это приводит. Далее покажите, что знаете способ решения. Этот способ — ваш продукт/ услуга.
  • Эти три пункта должны быть как в 3-минутной, так и в 5-минутной презентации. Это отправная точка для вашего рассказа, введение в контекст, без которого людям будет непонятно, «что, где и почему».

2. Основная часть

Контекст задан, пора к деталям. Здесь вы рассказываете уже о сути продукта/проекта. В основной части нужно обязательно затронуть следующие подтемы:

  • Как устроен ваш продукт (или «как это работает»; кратко перечислите основные функции или характеристики продукта/ услуги; или назовите 3 киллер-фичи, отличающие вас от конкурентов; покажите, если можно, продукт наглядно или на слайде).
  • Какой у продукта рынок (какой объем рынка, на котором планируется вести бизнес, есть ли данные о его росте, каков объем рынка аналогичных продуктов в мире и стране; здесь нужно привести много данных и указать источники сведений).
  • Бизнес-модель (как будете извлекать прибыль, как видите способ монетизации, ср. чек, LTV и т.д.).
  • Ваша стратегия и маркетинг (какие действия будете предпринимать, чтобы выйти с продуктом на рынок и занять на нем N-долю; стратегическое видение; методы продвижения).
Также можете дополнить ваш питч еще одним важным блоком — метрики. Здесь вы можете рассказать о том, какие успехи уже достигнуты, сколько клиентов/ продаж, что было и стало (например, упала стоимость привлечения клиента или вырос средний чек), то есть поделиться оцифрованными достижениями. После рассказа о метриках логично перейти к планам: от прошлого к будущему, что сделано -> что будем делать.

3. Заключение

Здесь мы подводим итоги и переводим аудиторию на следующий шаг:

  • Резонно после рассказа обо всех планах и стратегиях сообщить о команде (заметка: команда, а не ваши «красивые данные» получают инвестиции, поэтому не забывайте о коллегах, показывайте их опыт и успехи).
  • Инвест-потребность (что вы ищете на данный момент, в каком размере и на какие цели).

Данный план питча в целом является стандартным и имеет очень понятную сквозную логику: от проблемы к решению, далее к экономике и к людям. После того, как вы сделаете наброски идей по данной структуре, обязательно проведите репетицию с секундомером в руках, чтобы понимать, сколько времени в реальности занимает рассказ. Когда вы создали план, перед вами встает другая задача: отсеять лишнее, говорить о важном, чтобы укладываться по времени. Поэтому проведите еще несколько прогонов, чтобы чувствовать себя спокойно во время питча перед инвесторами.
Схема: структура питча
Схематичное представление структуры питча

Как подготовиться к выступлению перед инвесторами

Ваш визуальный образ в глазах инвестора — это и есть ваш бизнес-план. От манеры поведения и тактики общения во время питча во многом зависит конечное решение инвесторов. Поэтому заранее отрепетируйте, как будете вести себя перед публикой. Попросите кого-нибудь записать вас на камеру и внимательно изучите свое выступление. Критичный взгляд со стороны — важное подспорье в таком ответственном деле. Держитесь уверенно и помните, что лучше вас ваш бизнес-план никто не защитит.

Для тех, кому важно выступить профессионально и быть полностью уверенным в результате, предлагаем записаться на индивидуальную подготовку с репетицией выступления. Возможно и корпоративное обучение. Мы поможем учесть все тонкости выступления перед инвесторами: вместе составим речь и подскажем, как зацепить аудиторию своей бизнес-идеей!

Читайте по теме