Презентации: когда не стоит использовать Powerpoint

25 Янв 2017 статья

Сегодня презентации, выполненные в Microsoft Powerpoint и Apple Keynote, стали так популярны, что многие ведущие чувствуют, будто на каждом семинаре или конференции должны обязательно пользоваться этими инструментами. Но учитывая, как часто ими злоупотребляют, не лишним будет принять к сведению следующий список и пересмотреть политику использования слайдов в вашей следующей презентации.

AdobeStock_16682346-small-BW-678x450.jpg

  • 1. Никогда не используйте программы для создания презентаций, если вы неопытный, неуверенный оратор 
  • Powerpoint превращается в костыль — те часы, которые вы тратите на поиск подходящих слайдов, вам стоило бы посвятить репетиции своего выступления. Помните, Powerpoint не поможет вам стать хорошим оратором. Это всего лишь инструмент, который можно использовать в определенных ситуациях. Лучше проведите это время наедине с собой, тренируясь говорить вслух — и делайте это снова и снова.

  • 2. Используя во время выступления Powerpoint, вы слишком зависите от компьютера
  • Загружая план выступления в свой лэптоп, большинство ведущих оказываются прикованы к компьютеру, а не к аудитории. Повторю еще раз — отработайте материал настолько хорошо, чтобы во время выступления вы могли свободно перемещаться по сцене. Установите зрительный контакт с людьми и не «застревайте» на трибуне.

  • 3. Не заполняйте экран текстом
  • Недавно в самолете я сидел рядом с одним парнем (он был вылитый Дуайт Шрут из «Офиса»), который работал над презентацией в Powerpoint. Он заполнял текстом один слайд за другим. Одинарный интервал, сплошной текст. Нет ничего более скучного, чем заставлять свою аудиторию читать со слайдов длинные куски текста.

  • 4. Дурацкие фото вас погубят 
  • Ничто так не портит слайдовую презентацию, как банальные кадры с офисными работниками, поднимающими большие пальцы вверх, или приукрашенные стоковые фото. Не делайте так. Найдите реальные фотографии. Если есть возможность, используйте собственные кадры, но если нет, пожалуйста, перестаньте использовать приевшиеся стоковые фото. Ваши слушатели будут вам благодарны.

  • 5. Учитесь «читать» аудиторию 
  • Мне приходилось бывать на семинарах и конференциях, во время которых люди вставали и уходили, начинали проверять почту или переговариваться с друзьями — и все это в то время, пока ведущий выступал. Конечно, они вели себя грубо — но вместе с тем они недвусмысленно сообщали о том, что ведущий их не заинтересовал. Хороший оратор не уходит с головой в свою презентацию — он постоянно изучает аудиторию и заботится о поддержании связи со слушателями. Заметив, что связь потеряна, он (или она) может сделать поправки, сократить свое выступление или изменить его направление. Если вы умеете «читать» слушателей, это может повысить ваши шансы на повторное приглашение.

  • 6. Позаботьтесь о том, чтобы ваш контент был уникальным и действенным 
  • Ваша презентация действительно предлагает слушателям инсайт, который им нужен? Вы сделали свою домашнюю работу и познакомились с аудиторией заранее? Несколько лет назад я выступал на конференции, посвященной СМИ. За два дня я был единственным докладчиком, который действительно говорил о СМИ. Другие ораторы выступали хорошо, но они не касались основной темы, которой была посвящена конференция. Если то, что вы хотите сказать, действительно станет открытием для вашей аудитории, вас запомнят.

  • 7. Кстати, я уже говорил о том, что не стоит использовать Powerpoint, пока вы не станете опытным, уверенным оратором? 

Опытные спикеры знают

  • Хороший оратор не произносит слова-паразиты — «м-мм», «эээ», «знаете», «на самом деле» или «верно?».
  • Слова-паразиты не несут никакого смысла и раздражают аудиторию. Не нужно думать, будто вы обязаны заполнять словами любую паузу. Овладейте речью, прежде чем начнете пользоваться слайдами.

  • Избегайте повторяющихся слов.
  • Многие ораторы без конца повторяют определенные слова: «опять же», «буквально», «конкретно» или «стратегически». Все люди разные, поэтому определите, какие слова вы постоянно неосознанно используете. Они только отвлекают от вашей главной мысли.

  • Вносите разнообразие. Не будьте монотонным.
  • Оживляйтесь, затихайте, будьте энергичным, будьте смешным, будьте серьезным. Как актер, играющий сцену в фильме, заставьте аудиторию нетерпеливо замереть на краешке сиденья.

  • Наконец, изучайте приемы хороших ораторов.
  • Наблюдайте за спикерами, которыми восхищаетесь, и подмечайте, чем они вам нравятся. Прочтите книги — одна из лучших GiveYourSpeech, ChangetheWorld. Я настойчиво ее рекомендую.

    А если вам действительно надо использовать Powerpoint, начните с чтения Нэнси Дуарте — она мой пример в том, что касается презентаций. Как минимум, изучите техническую сторону дела. Вы должны иметь нужные соединительные элементы, знать, как они работают, изучить правильные настройки в своем компьютере. Захватите запасные батарейки для пульта. Сделайте бумажную копию своих заметок на случай, если техника откажет. Заранее представьте все, что может пойти не так, и вы будете готовы ко всему — не потеряете голову, не запутаетесь и не провалите свое выступление.

    Но знаете, что еще лучше? Хотя бы на какое-то время оставьте Powerpoint дома…


    Phil Cooke, Оригинал статьи