План и правила составления презентации

Основные шаги создания убедительной презентации.
Как логично и последовательно раскрыть тему
17 апреля 2014
9 минут
Специалист по ораторскому мастерству, бизнес-тренер, к.псх.н.
В этой статье я расскажу вам, как правильно сделать презентацию, и приведу примеры планов своих выступлений.
Хотите знать, как правильно сделать презентацию? Для начала подготовьте план. Именно от него будет зависеть полнота изложения и раскрытия темы, убедительность, логичность и последовательность.

Я кратко пройдусь по плану моего выступления на презентации и приведу пример, которому следую, когда готовлю мастер-класс или работаю с клиентом над его выступлением.

С чего начать подготовку?

Прежде всего, не бросайтесь делать слайды! Это главная ошибка на начальном этапе, когда нужно генерировать идеи. Заниматься оформлением пока рано. Пока у человека нет понимания того, что он будет говорить во время своего выступления, бессмысленно визуализировать что-либо. Я лично советую использовать следующие инструменты, которые всем знакомы с детства: листы бумаги А4, стикеры и фломастеры, с помощью которых будет удобно представить свое видение.

План презентации

Заранее продумайте структуру вашей презентации. В ней обязательно должны быть следующие разделы:



  • Первый смысловой блок — обычно на фоне титульного слайда — ваша самопрезентация. А также погружение в актуальность темы.
  • Основная часть, состоящая из нескольких подразделов, с примерами, данными.
  • Заключение, где мы подводим итоги сказанному и, иногда, призываем к чему-либо.
Рассмотрим последовательность действий, необходимых при подготовке плана презентации.

Первое: спросите себя «О чем я хочу рассказать?»

Отвечайте кратко, фиксируйте только тезисы. Это один из главных шагов, где определяется «начинка» в виде крупных смысловых блоков. Да, вероятно, вам понадобится чем-то жертвовать и включить в выступление не все, что вы способны рассказать, что-то нужно будет емко переформулировать, это нормально. Помните, что у вас все-таки ограниченное время, а также помните, что аудитория не запомнит все, что вы можете рассказать по своей теме. Поэтому нужно отобрать только самое важное, что касается темы и раскрывает суть.

Пример. Если вы должны рассказать, допустим, о перспективных для компании направлениях работы (пусть это будет название вашей темы), то ваш план может выглядеть так:

Я ХОЧУ РАССКАЗАТЬ О:

  • предпосылках и положении дел с рынком в отрасли сейчас;
  • трендах в мире и на локальном рынке;
  • приоритетном направлении № 1 (предположим, в области мобильного интернета);
  • направлении № 2 (допустим, спутниковом телевидении и ключевых игроках рынка);
  • роли менеджера в достижении целей
  • о выводах и своем предложении

Жирным в тексте выделена основная часть, которая должна быть наиболее детально раскрыта и по времени должна быть больше остальных. Это сердцевина и самое важное в вашей теме. По краям — вступление и заключение.

Итак, у вас получается тезисный план презентации, который состоит из нескольких пунктов. Ответив на простой вопрос «О чем я хочу рассказать» и, зафиксировав свои идеи на стикерах, вы получаете общий «скелет» речи. Можете двигаться дальше.

Второе: продумать каждый пункт более детально и наполнить конкретным содержанием, подобрать точные данные и примеры.

Здесь предстоит кропотливая работа. Не старайтесь уместить в каждый пункт по тому энциклопедии. Перегружая данными свою аудиторию, вы наносите ущерб впечатлению. Аудитория начинает терять мысль, вы начинаете «плавать» (а это всегда чувствуется), в итоге вы теряете очки. Наклейте стикеры под каждый пункт. Можете использовать разные цвета, чтобы легче было ориентироваться в смысловых блоках.

На этом шаге то, что в примере выше было выделено жирным текстом, мы детализируем глубже. Три блока из основной части можно проработать так: к каждому из них пропишите по 3−5 тезисов, как бы отвечая на вопрос «что внутри этих частей».
Наглядный пример плана презентации
На фотографии вы можете увидеть вверху по горизонтали 4 прямоугольника с текстом — это 4 пункта плана моего выступления на презентации, 4 главных смысловых блока, которые составляют ее основу. А под ними стикеры — это и есть конкретные фразы, идеи, которые входят в каждый блок.

Третье: после "сборки" материала важно проговорить получившееся вслух.

В результате проговаривания вы поймете, где не достаточно уверены в материале, где следует еще поработать и что-то поискать. Вы начнете находить нужные фразы, появится скорость.

Четвертое: подготовка слайдов.

Понимая, что вы говорите, вы легко можете представить, что в этот момент должно быть. Советую создать эскизы на бумаге, а потом оформлять на компьютере. Не перегружайте свои слайды!

Пятое: прорепетировать речь целиком.

Так вы лучше запомните текст и последовательность слайдов. Лучше минимум сделать 3 прогона.
Вот такая простая последовательность действий. Она охватывает даже больше, чем просто планирование контента, т.к. включает и создание слайдов, и репетицию. Но, поверьте, это та последовательность, которая позволит вам не упустить важное, услышать себя со стороны и стать более подготовленным, а это ли не одна из главных причин страха перед выступлениями?

Правила офромления слайдов презентации

Слайды презентации должны быть грамотно оформлены. Следуйте рекомендациям, представленным ниже.

Стиль текста

Придерживайтесь единого стиля (размер и шрифт) при оформлении заголовков и текстовых блоков на всех слайдах презентации. Не увлекайтесь выделением текста жирностью или цветами. Заголовки должны присутствовать на каждом из слайдов, а чтобы слушатели в любой момент могли понять, о чем идет речь, старайтесь в заголовок выносить главную идею слайда.

Фон презентации

Текст и заголовки не должны сливаться с фоновым изображением ни на одном из слайдов. Контрастность отображения на мониторе и проекторе может быть разной — при оформлении это следует заранее предусмотреть.

Оформление титульного слайда

Контент на первом слайде имеет важное значение. Он презентует вас и помогает произвести нужные впечатления на аудиторию. При его просмотре слушатели должны сразу уловить цель вашего выступления. Дизайн титульного слайда обычно отличается от основной части, тему выступления оформляют самым крупным шрифтом.

Что нужно разместить на первом слайде:

  • Название доклада, его тему.
  • Ваши ФИО и контактные данные.
  • Организацию (предприятие, учебное заведение и т.д.).
  • Разумеется, если уместно, подберите яркий "вижуал" - иллюстрацию к теме выступления.

Выбор размера шрифта

Шрифт не должен быть слишком мелким или крупным. Используйте размеры в следующих диапазонах:

  • Заголовок: от 32px и выше.
  • Обычный текст: от 24px до 28px (в зависимости от вида шрифта).
  • Сноски, примечания и дополнения: от 20px до 24px.

Использование изображений

Картинки, графики, схемы и таблицы должны органично дополнять текстовую часть. Используйте их для повышения наглядности презентаций.

Заключительный слайд

Последний слайд должен выглядеть минималистично. Обычно в него помещают короткую фразу, которой вы благодарите аудиторию за внимание. Это оставляет приятное впечатление.

Обучение и практика

Грамотно оформленная презентация поможет зацепить аудиторию своей идеей. Я провожу индивидуальное и групповое обучение, где делюсь искусством ярких выступлений и мастерством презентаций.

Конечно, презентация — это и еще и работа с аудиторией, умение управлять вниманием, убедительно высказываться, включать разных слушателей в процесс. Тут уже мало дать теорию, поэтому приходите на практику, и вы научитесь вовлекать людей, вставлять «крючки внимания» и уверенно держаться перед аудиторией.

Читайте по теме