Сториборд: инструмент для создания плана презентации

Как доска со стикерами помогает подготовить выступление
Я как тренер всегда хотел иметь инструмент, который бы ускорял работу с группой, был эффективным и, разумеется, имел ценность для участников обучения. Особенно этот инструмент нужен в модуле тренинга про структуру презентации. В этой части я объясняю принципы построения логики рассказа и передаю алгоритм подготовки контента выступления.

Правило композиции

Кратко поясню: вроде бы мы все со школьной скамьи знаем про «правило композиции» — начало-середина-концовка. Но, увы, мало кто это действительно реализует в своих выступлениях. А копнем еще глубже: внутри каждой из этих частей есть подчасти и свои нюансы — именно из них формируется каркас презентации, на них держится целостная логика изложения материала. Как это быстро и эффективно объяснить, как всё удержать в голове презентаторов — вот в чем задача для тренера.
Я пробовал разные методы. Старался алгоритмизировать процесс создания структуры. Но выходило так, что алгоритмы состояли из большого количества шагов. А кто из нас любит длинные маршруты?

Применял мнемотехники, чтобы участникам было легче запомнить последовательность действий. Все работало, но не так а) быстро, б) эффективно и в) ценность была под вопросом.

Правильный вопрос - залог успеха

Однажды, в работе с клиентом я спросил его: «О чем бы ты хотел рассказать в своей презентации этим людям в те 15 минут, которые тебе отведены? Выгрузи идеи из мозга и запиши всё, что приходит в голову, на каждом стикере». Он проделал эту операцию, мы собрали N стикеров. Далее я попросил его группировать листочки, схожие по смыслу. Он склеил их друг с другом в какое-то количество групп. Какие-то вовсе убрал, сославшись на незначительность той информации.

Так у нас получился набор тезисов, с помощью которых он будет раскрывать тему доклада. И в тот момент я понял, как можно с помощью наглядных стикеров разложить крутящиеся в голове идеи по полочкам. Далее мы проделали операцию с бумажками для вступительной и заключительной частей. В итоге он получил видение своего рассказа и конспект выступления, а я наконец-то оформил методику структурирования материала и зафиксировал вопросы, позволяющие «вытягивать» нужные мысли наружу.
Строго говоря, такая методика давно применяется в среде мультипликаторов и называется «сторибординг»: сначала берется текст истории, затем рисуются «стоп-кадры» или эскизы под те или иные эпизоды, а на выходе получается визуальный сценарий. То же самое и у нас, только в большей степени это текстовый конспект (хотя рисунки использовать никто не мешает).

Полевые испытания

Я стал использовать технику сторибординга на тренингах (делаю и по сей день). Как мы работаем: берем флипчарт-листы и расклеиваем стикеры, на которых содержатся идеи тренировочных презентаций. По ходу процесса я задаю наводящие участникам вопросы, снабжаю группу в нужных местах теорией и веду по шагам к созданию плана выступления. После чего выступать публично становится проще и речь становится осмысленной.

Суть метода простая: 1 стикер — это 3−5 ключевых слов из условного абзаца текста. Конечно, сам текст мы не записываем, а будем его проговаривать вслух, глядя на опорные слова на стикере. Начинаем мы работу над планом выступления с основной части, т.к. именно в ней раскрывается тема. Сначала обрисовываем общие блоки, потом прописываем детали к ним. Далее тезисно фиксируем ключевые слова для начала и концовки.

Идеи материализуются

Спустя 2 года я решил продвинуть методику в массы и оформить физический сториборд для многоразового применения. Да и к тому же флипчартные листы выглядят не слишком презентабельно :) Поскольку в наше «визуальное» время оформление имеет значение, в содружестве с дизайнером Анной родился сториборд с инструкцией к работе с ним.

Так как алгоритм создания плана презентации имеет неочевидную логику, на сториборде специальным образом продумана навигация с использованием стрелочек и цветов, чтобы спикер не запутался и ничего не упустил.

Инструкция также оформлена в едином стиле и цветах со сторибордом.
Конечно, инструкция была бы неполноценной, если бы не содержала подборку полезных материалов. Поэтому в конце я добавил несколько ссылок на статьи и видео, в которых дается немного теории и объясняются «подводные камни».
Я рад тому, что не только мой алгоритм, но и инструмент «сториборд» работают на практике, выходя за пределы тренингового зала. Мне иногда присылают фотографии своих сторибордов, а иногда пишут, что со сторибордом готовиться очень удобно. Ниже — реальные примеры подготовки.
Недавно ко мне обратилась компания HH.ru с задачей по подготовке внутренней конференции на региональном слете. В стиле TED выступать должны были 11 человек. Мы провели установочный мастер-класс о структуре презентации, я традиционно показал алгоритм подготовки со стикерами на флипчарте, а в конце выдал всем живые сториборды для самостоятельной проработки. Ниже приведу отзыв о работе одного из самых подготовленных участников (и, судя по отзывам коллег, он был одним из самых сильных спикеров мероприятия) — Глеба Лебедева.
Изначально у меня было понимание, какая будет аудитория и формат выступления. Александр помог мне осознать, какие задачи можно решить презентацией и какого результата я хочу достигнуть. После этого мы выбрали концепцию презентации, что сразу облегчило выбор нужного контента.

Пара репетиций с Александром помогла выявить основные проблемы с точки зрения подачи контента, после чего можно было уже просто репетировать и оттачивать конкретные приемы. Результат выступления полностью соответствовал моим ожиданиям, мне удалось вовлечь аудиторию в обсуждения важных для меня вопросов и сбор обратной связи по проблемных зонам продукта.
Глеб Лебедев, руководитель направления, HeadHunter
Сториборд нельзя купить, но можно получить в подарок. Напишите мне, чтобы получить электронный файл. Живая и полная версия с инструкцией доступна участникам корпоративных тренингов или Школы Let Me Speak. Это можно считать официальным приглашением, к сотрудничеству или к участию — выбирать вам :)
Предстоит ответственная конференция? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.