Моя тренинговая линейка

Тренинги, которые я веду: нюансы и особенности
5 апреля 2016
10 минут
Специалист по ораторскому мастерству, бизнес-тренер, к.псх.н.
Многие удивляются, как мне не надоедает работать в одной и той же теме. Но, посмотрев на мою тренинговую линейку, вы поймете, что чем больше я в презентациях, тем глубже я узнаю эту область и открываю в ней всё новые аспекты. Поэтому и ассортимент тем постепенно ширится. Но непосвященному человеку трудно разобраться и понять, в чем разница. Особенно важно донести эти мысли до корпоративных клиентов, у которых мало времени, а решать задачи с обучением нужно быстро.

Флагман: эволюция презентатора. Публичные выступления

Открывает линейку мой главный, флагманский тренинг «Эволюция презентатора. Публичные выступления». Я веду его 7 лет, он постоянно претерпевает изменения в упражнениях, хотя на уровне концепции давно неизменен. Обучение идет два дня и направлено, главным образом, на развитие навыков взаимодействия с аудиторией, на процесс проведения публичной речи. Разумеется, мы начинаем с изучения композиции и составления её плана. Но, поскольку я продвигаю «контактные презентации», основной упор делаем на представление материала, вовлечение и коммуникацию с аудиторией.

Для каких задач эта тема лучше подходит?

Когда сотрудникам нужно много выступать, если дело касается больших аудиторий, когда нужно делать это не для галочки, а оказывать реальное влияние, если нужно проводить яркие и запоминающиеся презентации. Пример: форумы и конференции, крупные презентации внутри компании, мотивационные речи, обучение (вы проводите занятия не являясь педагогом или тренером, а как специалист), продажа и распространение идей, PR бренда, вывод новых продуктов на рынок.

В тренинге есть «фишка» и главное конкурентное отличие — это модуль про сторителлинг. И здесь мы не просто говорим, что выстраиваем структуру презентации по принципам истории, это верхушка айсберга. Мы учимся самому сторителлингу, а именно учимся рассказывать (я бы даже сказал: сначала доставать, а потом — рассказывать) истории внутри выступлений. Тренируемся на разных типах историй для разных презентационных задач.

«Эволюция» имеет две степени сложности: Medium well и Well done. Второй тип отличается от первого тем, что в нём есть модуль о рассказывании историй в публичных речах увеличен, но уменьшен блок про аргументацию. Выбор программы зависит от опыта группы, от особенностей тематики и её значимости в деятельности организации.

Отдельно хочу сказать, что данный курс — это освоение не только структуры и четких алгоритмов, но и в некотором смысле «развитие шестого чувства» по отношению к аудитории. Это игра в долгую, сразу начать блестяще выступать невозможно, поэтому крайне важно проводить поддерживающие занятия. К «Эволюции» предлагается посттренинг в виде «Тест-драйва», где можно провести обкатку реальных выступлений участников. Это мероприятие повышает эффективность обучения и закрепляет презентационные навыки сотрудников.

Не для сцены: бизнес-презентация

Ближайшим родственником является тренинг «Бизнес-презентация». Это проведение деловых выступлений не на сцене, а в переговорке. В этом-то и есть главное отличие. Здесь мы снижаем градус экспрессии и фокусируемся на содержании. Мы изучаем структуру и наполнение речи, учимся показывать ценность предложений, аргументировать. В меньшей степени касаемся вопросов подачи и самовыражения.

Для каких задач эта тема лучше подходит?

Когда нужно обучить менеджеров по работе с клиентами проводить продающие встречи, если надо натренировать консультантов на проведение pre-sale или отчетов перед клиентами. В общем, когда подразумеваются речи для переговорки. Двухдневную программу лучше дополнить обкаткой рабочих выступлений в качестве посттренинга.

О дизайне: слайд-шоу

Презентация — это триединство: структура, подача и визуальные коммуникации. И третьему компоненту посвящена третья тема — «Слайд-шоу». Здесь в фокусе внимания оказывается умение оформлять материал. Разумеется, мы не можем изучать дизайн слайдов в отрыве от сценарирования, поэтому четверть тренинга посвящена структуре. А далее мы учимся дизайнерскому мышлению и приёмам оформления слайдов.

Для каких задач эта тема лучше подходит?

Когда есть трудности с визуализацией, когда приходится готовить много речей, когда хочется коммуницировать с экрана на современном уровне, стильно и понятно. Важно: этот курс не про владение программой для создания слайдов, а про умение понятно и красиво оформлять идеи.

Проверка рабочих презентаций: тест-драйв

Некоторое время назад стало поступать много запросов не только на обучение, но и на прогоны выступлений сотрудников компаний. Я понял, что нужен новый продукт. Так и родился тренинг «Тест-драйв» (хотя правильнее это назвать мастерской или воркшопом). Суть в том, что в течение дня проводятся прогоны реальных рабочих речей, мы с группой анализируем и даем рекомендации по улучшению. Конечно, помимо самих репетиций там есть и условно теоретическая часть, но фокус внимания все же на обкатке выступлений и получении обратной связи. Важно: сценарий (структура) должен быть уже готов; слайды — по желанию, здесь нам важно услышать себя со стороны, увидеть материал «в сборе».

Для каких задач эта тема лучше подходит?

Когда компания проводит конференцию, если предстоит запустить десант выступающих менеджеров в поля, когда в компании проходит что-то наподобие дня открытых дверей. Также эта услуга актуальна организаторам конференций, чтобы лучше подготовить спикеров перед выводом на сцену. Тренинг идет один день и отлично дополняет программу «Бизнес-презентация»; может быть проведен не в рамках полного дня, а как вечерний follow-up.

В поисках инвестора: презентация стартапа

Тренинг «Презентация стартапа» — это программа, которую я провожу для фондов, акселераторов и разных учреждений, помогающих стартапам и молодым предпринимателям (ФРИИ, Сколково и др.). Здесь мы изучаем приемы подготовки и проведения инвестиционных речей. По сути, это тоже продающая презентация, но со своей спецификой. Длится обучение два дня, включает в себя изучение структуры питча, основы подачи и основы дизайна слайдов.

Только сторителлинг

Курсы по созданию и рассказыванию историй стоят несколько особняком. Пять лет назад я познакомился с этой областью и понял, что выступающим просто необходимы примеры из жизни. Именно истории делают выступления увлекательнее, сильнее, глубже. Так появился тренинг «Лет ми спик фром май харт» (и до сих пор нет аналогов). Он однодневный и посвящен только историям (как они строятся, как и куда их внедрять в выступлениях). Это «тюнинг» и финальная ступень в презентационной линейке.

Позднее я понял, что есть категория специалистов, которым по роду деятельности очень нужны рассказы — это HR'ы. Если вы проводите обучение, занимаетесь мотивацией, адаптацией, наймом, проводите welcome-мероприятия, вам нужно записаться на «Истории как HR-инструмент».

Конференции и крупные мероприятия: Present Perfect

Всё чаще работаю в смешанном формате из группового и индивидуального обучения. Речь идет о подготовке групп спикеров к конференциям (как правило, к внутренним). Обычно здесь мы работаем по такой схеме: сперва проводим вводное установочное занятие на 3 часа, где я даю базу и отправляю спикеров работать над сценарием их выступлений. Затем проводим персональные встречи, где они показывают свой рассказ, мы что-то подкручиваем или придумываем. Потом общая встреча №2 — она посвящена подаче и работе с аудиторией. И в конце — ген. прогон выступлений. Путь занимает обычно 3 недели. Результаты потрясающие (например, в ИКЕА).

Но и на классических тренингах я не останавливаюсь. Есть посттренинг — как в виде живых follow-up встреч («Тест-драйв», «Турнир презентаций»), так и в онлайн-формате на моем сайте в скрытом разделе. Разумеется, всем участникам открыты двери моего Клуба Let Me Speak, где есть возможность развивать навыки и осваивать новые грани презентационного мастерства. В общем, выбор на любой вкус и для любых задач.

Читайте по теме