Сторителлинг в тренингах. Тренерам на заметку

Рассказываю коллегам о том, как применять истории в обучении
Каждый тренер знает, что в начале тренинга нужно замотивировать группу к обучению, показать актуальность приема или знаний, которые предстоит освоить.

Я хочу предложить решение этой задачи с помощью историй. Со сторителлингом удается убить двух зайцев сразу: показать важность обучения и сблизиться с группой. Поясню по очереди, как это работает..

Почему это важно?

Предположим, у нас тренинг по переговорам. Вспомните случай, в котором вы отчетливо поняли, что без навыка переговоров вы бы с ситуацией совершенно не справились. Вспомните в деталях, что было, кто был рядом, с чем пришлось столкнуться, и какую роль именно переговорные навыки сыграли тогда? Расскажите об этом случае, называя то, что я просил вспомнить. Этот рассказ наиболее уместен в начале тренинга или модуля. Важно: в концовке не забудьте подытожить, например: «…и если бы не умение разговаривать и отстаивать свои интересы, мы бы и на сантиметр не приблизились к успеху».

Кстати, это может быть не обязательно хэппи-энд. Можно закончить альтернативно: «В конечном итоге все закончилось плачевно. И только спустя время, снова и снова анализируя ситуацию, я, наконец, осознал, что нужно было договариваться, а я этого совсем не умел».

В обоих случаях центральную роль играют навыки переговоров. В первом варианте они помогают, во втором — наоборот — их отсутствие мешает персонажу рассказа. Так показывается важность данного умения, которое и предстоит осваивать участникам тренинга, повышается его ценность.

Лично я сам прибегаю к рассказу, когда показываю значимость репетиций презентаций (это послание, ради которого история и звучит). В своем рассказе… впрочем приходите ко мне и сами все услышите :)

Сближение со слушателем

Как истории работают на сближение с аудиторией, за счет чего? Дело в том, что обычно зритель видит часть себя в рассказчике. Мы когда-то проходили через какие-то трудности, а теперь такие же проблемы стоят перед ним. Постепенно он нам начинает доверять, ведь наш опыт релевантен его опыту, он видит, что мы похожи.

Но как рассказывать «правильно»? Во-первых, нужно понимать, что будет играть ключевую роль. Как в случае с навыками переговоров выше. Задайте себе вопрос, что вы хотите поведать, что важно? Второе: нужно помнить про драматургию повествования. То есть не забыть обрисовать контекст и ввести конфликт, т. е. противостояние кого-то с кем-то или чего-то с чем-то. Без противостояния история не будет историей. И в-третьих, нужно помнить, что она не должна быть нравоучением или рекламой. Это ваш личный опыт и переживания, ваше «раздевание» с целью демонстрации чего-то глубокого из опыта. Именно за ценность и опыт рассказчика слушатели любят истории.

Рекомендую и не рекомендую

Не рекомендуется выдумывать небылицы. Мол, однажды у меня случилось нечто такое что раз и навсегда показало мне важность освоения навыков выживания… бла-бла. Трудно объяснить, но аудитория часто чувствует выдуманность и неестественность. Это витает в воздухе, над головой спикера.

Обязательно рекомендую истории «репетировать», точнее, пробовать их не в «боевых» условиях, не на тренинге. Два-три раза проведите проверку, посмотрите, показывает ли повествование главное — вашу идею, и переносите этот рассказ в тренинг. Ваши участники будут видеть, что вы знаете, о чем говорите и чему обучаете, что вам можно верить и захотят последовать по пути, который вы им предлагаете.
Делитесь историями, рассказывайте и наблюдайте за людьми. Коллекционируйте байки, притчи и подслушанные рассказы. Вы увидите, что сторителлинг меняет людей и отношения между ними.
Предстоит ответственная конференция? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.