Почему нужен тренинг по сторителлингу?

Какие задачи он помогает решать?
12 ноября 2021
11 минут
Специалист по ораторскому мастерству, бизнес-тренер, к.псх.н.
Давайте для начала определимся с тем, что такое навык рассказчика и в каких контекстах мы прибегаем к историям?
Сторителлинг — это искусство создания и передачи историй. Истории содержат какой-то важный смысл (он же — вывод, мораль, message), которым мы хотим поделиться с окружающими. И для того, чтобы сказать что-то важное и ценное, мы прибегаем к историям.

Замечали, как часто мы рассказываем истории? Регулярно, каждый день. Мы делаем это автоматически. Мы — интуитивные рассказчики, потому что само человечество воспитано на историях. Мы — каждый из нас — воспитан на историях в виде сказок. И через сказки мы познавали мир и узнавали, что есть добро, зло, дружба, любовь. Поэтому люди любят слушать истории и сами их рассказываю.
А теперь посмотрим на рабочие ситуации и почему там сторителлинг полезен? Вот три самых типичных ситуации, где нужен навык рассказчика.

1. Бизнес-кейсы


Истории бывают разные: про себя, про других людей, даже про организации. Одним из частых случаев применения историй в бизнесе является демонстрация кейса. Кейс — это случай из деловой практики.

Вообразим себе, например, отраслевую конференцию, где спикер рассказывает о продуктах их компании. И в какой-то момент начинает рассказ: «…Вот кстати, был у нас полгода назад такой случай: к нам обратилась компания, которая производила оборудование для бурения. Давно на рынке, уверенно входят в топ-3. И им нужно было… «.

Зачем здесь звучит эта история? Во-первых, очевидно, чтобы переключить внимание зрителей и дать им «отдохнуть» — вполне хороший ораторский ход. Во-вторых, чтобы показать, как продукт или экспертиза команды, от которой выступает спикер, помогали компании, которая к ним обратилась. Помните, что не всегда достаточно заявить «в лоб»: «Наши решения помогают компаниям». Это выглядит рекламоподобно. Нужно это показать, подкрепить примером. Бизнес-кейс в этом случае отлично помогает.

Но важно еще грамотно рассказать сам кейс. Для этого нужно знать правила драматургического построения сюжета. В истории «полгода назад» — это Время событий. «Компания, которая производила оборудование для… «- это Персонаж. Это лишь первые два элемента сюжета, составляющие экспозицию. Знание всех элементов помогает оратору правильно рассказать случай и подсветить мораль.

2. Мотивация на изменения

Представим ситуацию, что компания стоит на пороге каких-либо изменений и новостей. Собирается совещание или внутренняя конференция. Разумеется, есть сопротивление, опасения, страхи у сотрудников. Так, одним из действенных приемов будет рассказ руководителей о том, как они уже проходили подобное и как на своем жизненном опыте они ощущали все те же страхи и опасения. Но в конечном итоге, решившись на изменения, результат превосходит ожидания — эту мысль и следует показать спикеру.
В этом примере нужен навык рассказчика для передачи «я-истории». Она все так же строится по правилам драматургии, однако важно правильно расставить акценты, а (где нужно) усилить фразы. Такие истории важны на годовых собраниях, на стратсессиях, даже на тренингах, когда тренер открывает тренинг и группу нужно мотивировать на освоение новых навыков. Везде могут быть уместны истории.

3. Трансляция ценностей или миссии компании

Собирается welcome-тренинг, в помещении — новые сотрудники, для них выступают руководители с длинными и (прямо скажем) не слишком интересными речами про историю, оргструктуру, ценности компании. И самое худшее, когда ценности просто декларируются или зачитываются со слайда. Сильно это впечатляет аудиторию? Начинают «новобранцы» проникаться этими ценностями?

Что если не просто констатировать, а рассказать, почему компания выработала именно такую ценность? Почему, допустим, именно «честность»? И здесь самое место для сторителлинга, когда спикер специально меняет интонацию, делает пару шагов к зрителям и начинает рассказ. И сообщает, как они поняли, что честность — это важно для их бизнеса, какая честность, по отношению к кому честно и т. п.
Итак, минимум три задачи помогает решать сторителлинг: продажи, мотивация, поддержка культуры компании. Если в коммуникациях вам приходится что-то доносить и объяснять, наверняка истории вам помогут в этом. Если же вам нужна помощь с развитием навыков рассказчика, вы знаете, к кому обратиться.

Я бы предложил еще узнать подробности о применении историй из моей книги «Ты же оратор».

Вы также можете записаться на один из моих тренингов:

Читайте по теме