Как проводить вебинары и поддерживать внимание зрителей

22 Мар 2016 статья
Кто из нас сегодня не посещал виртуальное обучение - вебинары? Это очень распространенный формат, который имеет очевидные плюсы. Поэтому все больше и больше специалистов обращаются именно к онлайн-площадкам. Но давайте заглянем "за другую сторону монитора". Как зрители слушают вебинар?

i11935-image-original.png

Лишь самые замотивированные сидят и конспектируют материал у экрана. Многие чуть ли не уборку делают под этот приятный фон (и, может быть, вы из их числа). Это все равно, что включить радио и начать пылесосить. Вроде бы немного легкой музыки не помешает, но что в действительности будет слышно? То же самое и с вебинарами, которые зрители слушают в пол-уха. Услышанная информация, скорее всего, будет скоро забыта. И, на мой взгляд, в этом будет виноват не "удобный онлайн формат", а неумение спикера поддерживать интерес и внимание аудитории. Вот мои несколько советов о том, что делать, чтобы ваша аудитория слушала более внимательно.

  • Почаще просите зрителей писать о чем-либо в чате. Замечали, с чего начинаются 90% вебинаров? С вопроса ведущего: "Ребята, как слышно? Если ок - поставьте в чате плюсик". И народ валом бежит в чат написать "+++". Работает! Используйте это почаще. Не нужно, конечно, каждые две минуты о чем-то просить, но примерно раз в 10 минут будет хорошо.
  • Если вы задаете вопрос и ждете словесный ответ, обязательно зачитывайте то, что пишут зрители, хотя бы некоторые из ответов. Почему несмотря на старомодность и (местами) идиотизм люди так любят всякие радио-шоу, где просят "прислать фотографию с хэштегом" или "прислать заявку на смс-портал"? Люди любят, чтобы их месседж прозвучал на всю страну, это секунда славы. То же самое и в масштабах вашего вебинара. Читайте ответы вслух, дайте людям порцию внимания и признания.
  • Рассказывайте истории. Этот отличный прием переключения внимания и донесения какой-то важной идеи работает безотказно. Люди любят слушать истории. А если вы - действующее лицо, то зритель еще сильнее придвигается к монитору. Мы любим истории за ценный опыт, который они несут, поэтому снабдите свои презентации примерами из жизни.
  • Заложите в свей вебинар визуальные элементы, картинки. Здесь действует точно такой же принцип как и в живых презентациях: слайды - это на самом деле не только способ наглядной демонстрации информации, но и поддержания внимания. Представим ситуацию: ведущий начинает и в окне у зрителей после титульного слайда появляется слайд с буллит-поинтами. Далее второй слайд с буллитами. Третий такой же, четвертый... Зритель быстро понимает, что так будет и дальше и что в общем-то всё это есть в речи спикера, поэтому можно отключиться и... начать делать уборку или другие дела под "полезный фончик" :) Сделайте свои слайды иллюстративными, а не дубляжом своих слов, заставьте аудиторию ждать ваш следующий слайд.
  • Подключите фантазию: визуализируйте себе полный зал. Когда я впервые вел вебинар, я после часа отошел от камеры и сказал "никогда больше". Я устал чуть ли не сильнее, чем за двухдневный тренинг (и эта усталость была отнюдь не приятной усталостью, как это бывает обычно). Почему? Я не чувствовал обратной реакции от зала, я говорил и слова мои засасывала веб-камера и все. Они звучали, а я не знал, услышаны ли они, понятно ли... Эта проблема знакома многим. Конечно, с опытом это проходит. Но облегчить процесс привыкания может фантазия: представьте, что у вас полный зал. Имитируйте общение с залом, говорите не только в камеру, но и в стороны, обращайтесь мысленно к людям, сидящим в разных краях. Спрашивайте людей, задавайте вопросы, не требующие ответа, но на которые аудитория все равно реагирует. Например: "... но разве это нормально?" или "Кому знакома такая ситуация? Ну, конечно, многим" (не требуя ответа), или "А почему так случается? В чем причина?" Такое представление живого общения призвано сделать вашу манеру говорения более живой. Если хотите, позовите 2-3 человека и посадите рядом как слушателей, если совсем тяжело. Помните, что нужно полное ощущение диалога.
Эти простые советы я выработал на своем собственном опыте. И хотя я по-прежнему не фанат такой формы обучения, как вебинар, в случае онлайн-обучения я обязательно прибегаю к вопросам, рассказываю истории и говорю так, словно зрители не где-то там далеко, а в метре от меня. Можно придумать еще массу приемов, которые будут в прямом смысле поддерживать включённость и внимание (их мы будем изучать 24 марта в Клубe Let Me Speak), но перечисленные выше действия - это программа-минимум, которая нужна каждому ведущему.