Как истории повышают потенциал обучения и развития

Перевод статьи Нэнси Дуарте про влияние историй
21 декабря 2021
7 минут
Специалист по ораторскому мастерству, бизнес-тренер, к.псх.н.
Люди запрограммированы на истории. Именно так мы осмысливаем окружающий мир — истории служат линзой, через которую мы воспринимаем жизнь. Среднестатистический американец тратит около 13 часов в день на просмотр материалов СМИ, по большей части в повествовательной форме. Наши мысли, эмоции и поступки могут существенно измениться под влиянием хорошо рассказанной истории с вызывающими отклик персонажами и сюжетными линиями. И все же в учебном процессе этого важного ингредиента часто недостает.
Когда история отодвинута на второй план, главное место в обучении и развитии работников нередко занимает контент, а не сами люди. В результате работники, в том числе руководящие работники, не видят ценности обучения. Но если в учебный материал вплетена история, люди легче усваивают и запоминают то, что изучают.

Три причины, почему истории важны

Значительное количество исследований было предпринято, чтобы лучше понять, как люди реагируют на истории. Это позволило нам получить представление о том, как работает мозг людей, когда они слышат информацию, поданную в виде истории.

1. Истории - это то, как люди воспринимают мир

Чтобы лучше понять, как люди судят о других, психологи Фриц Хайдер и Марианна Зиммель в 1944 году создали короткий анимационный фильм. В этом примитивном полутораминутном черно-белом мультфильме большой треугольник, маленький треугольник и круг перемещаются по экрану, входя и выходя за пределы неподвижного прямоугольника.

Хайдер и Зиммель показали свой фильм группе испытуемых, а затем попросили их описать то, что они увидели. Почти каждый участник пересказал увиденное в форме истории, хотя все они видели только движущиеся фигуры. Истории несколько отличались, но в них присутствовал общий мотив: «злодей» (большой треугольник) преследовал «жертву» (круг) или хотел чего-то от нее добиться. Меньший треугольник отвлекал внимание злодея и запирал его внутри большого прямоугольника. Затем маленький треугольник и круг ускользали, а злодей в приступе ярости разламывал прямоугольник на куски.

Хайдер и Зиммель сделали вывод, что люди не воспринимают мир вокруг себя буквально. Они смотрят на него сквозь призму истории — например, видят в простых движущихся фигурах героев какого-то сюжета. Мы неосознанно соединяем буквально воспринимаемые вещи в повествование. Например, если один из участников собрания появляется с опозданием и с ног до головы забрызганный грязью, мы не просто пожмем плечами и подумаем: «Хм, он чем-то испачкался». Наш мозг попытается сложить историю о том, что могло произойти. Мы создадим предысторию, помогающую нам понять то, что мы видим

2. Истории лучше запоминаются

Чтобы развиваться и меняться, люди должны вспомнить то, о чем узнали. Шокирующая статистика может потрясти в один конкретно взятый момент, но истории оставляют более длительное впечатление.

Чип и Дэн Хит в своей книге Made to Stick (2007) ссылаются на исследование, в котором студентов Стэнфорда просили послушать презентации, а затем, позже, сообщить, что им удастся вспомнить. В презентациях был представлен контент двух типов: статистика и истории.

Когда студентов спросили, что они запомнили, только 5 % респондентов смогли вспомнить хотя бы один пункт статистики, в то время как 68 % вспомнили как минимум одну услышанную историю.

Из-за того, каким образом истории задействуют наш мозг, они запоминаются лучше, чем факты — даже впечатляющие и убедительные факты.

Почему это важно? Если работники не могут вспомнить ключевые моменты, которые они узнали, маловероятно, что им удастся применить эти знания в работе и создать долгосрочные изменения в своем поведении

3. Истории высвобождают сильные химические вещества

Истории помогают слушателям концентрироваться, запоминать и действовать, потому что они изменяют нейрохимию мозга.

Исследования показывают: когда слушатели увлечены историей (или «захвачены», как называют этот феномен исследователи историй), у них высвобождается гормон стресса кортизол. Их разум впитывает драму и напряжение, что приводит к возникновению беспокойства или тревоги. Именно поэтому зрители в кино сжимают подлокотники кресел, когда герой заходит в жуткий дом. Именно поэтому они морщатся, когда романтический герой нелепо ведет себя, пытаясь найти свою любовь.

Этот выброс кортизола (за которым традиционно закрепилась дурная слава «гормона стресса») на самом деле помогает слушателям сконцентрировать внимание. Вот почему мы усиленно фокусируемся на историях повышенной драматичности. Вырабатывается больше кортизола, и наше внимание заостряется.

Истории также повышают уровень нейромедиатора дофамина в мозге. Дофамин не только поднимает нам настроение (что является одной из причин, почему в конце утомительного дня мы расслабляемся за просмотром фильмов или сериалов), но, как показывают исследования, он также значительно улучшает нашу память

Поставьте цель включить историю в свою стратегию

Мы обнаружили: разрабатывая контент тренингов с опорой на истории, компания «Дуарте» создает больше полных эмпатии, мощных и трансформирущих обучающих материалов.

Основная причина, почему люди становятся специалистами по обучению, — это стремление менять жизни и помогать другим людям преуспевать. Включив истории в свою стратегию, вы сможете этого добиться, и измените своих сотрудников и свою культуру обучения.

Нэнси Дуарте, автор бестселлеров

Читайте по теме