Как оригинально закончить презентацию?

15 Апр 2015 статья

Меня многие спрашивают — как красиво закончить презентацию? И этот вопрос действительно стоит задавать. Подумайте, как часто вы видели конец выступления с простым слайдом «Спасибо за внимание»? Я сталкиваюсь с этим постоянно. И такое выступление забывается через несколько минут.

Расскажу об интересных приемах в конце презентации, которые помогут действительно запомниться. Но для начала нужно понять, что любой прием должен служить цели и подчеркивать ключевую мысль выступления. Если последним слайдом будет забавная картинка, никак не связанная с темой презентации, то запомнят только эту картинку.

Как правильно закончить презентацию

Вне зависимости от приема, который вы используете, в конце выступления обязательно должны быть три составляющие:

  • Подведение итогов. Краткое резюме всего выступления.

  • Главный вывод. Ключевое послание, которое уже звучало в самом начале (возможно, в другой форме).

  • Призыв к действию.

Какой фразой закончить презентацию

Броской, краткой и понятной. Фраза может стать своеобразным лозунгом всей презентации — это может быть риторический вопрос, метафора или месседж.

Если вы рассказываете про тренинг по продажам, то ваша концовка может содержать вопрос, который апеллирует к проблеме: «Сколько времени вы еще готовы терять клиентов? Не пора ли развивать свои продажи?».

По такой же схеме в концовке может быть видоизмененная метафора: «Маленький шаг на тренинг — большой скачок продаж в будущем».

Важно! Какими бы словами вы ни закочнили презентацию, они должны быть напрямую связаны с темой и воздействовать на слушателя интеллектуально или эмоционально.

Если спикер рекламирует охранные системы, то слушатели в идеале будут думать: «А может, и правда поставить охранную систему в дом?»

Если тема доклада — негуманное отношение к животным, аудитория начнет обдумывать свои действия и возможности помочь проблеме.

5 способов закончить презентацию оригинально

Противоречивый пример

Однажды британский писатель Кен Робинсон выступал с докладом о том, что необходимо провести реформу образования. В конце своей речи он привел цитату знаменитого американского вирусолога Джонаса Салка, суть которой можно выразить следующими словами:

«Если бы на Земле не осталось насекомых, то вся жизнь прекратилась бы в скором времени. А если бы вымерли люди, то остальные формы жизни пришли бы к процветанию».

После цитаты оратор выражает свое отношение — Джонас Салк прав, все действительно обстоит так. Это мнение очень противоречит расхожей идее о том, что человек — венец творения и главная позитивная сила. Утверждение спикера будоражит аудиторию — следовательно, привлекает ее внимание.

После столь противоречивого примера Кен Робинсон возвращается к своей главной идее о реформе образования — она поможет людям действовать более конструктивно и не мешать благоденствию планеты. Это было впечатляющее завершение.

Такой прием может помочь ораторам, которые хотят как можно лучше закончить презентацию, «зацепить» аудиторию и заставить задуматься над проблемой. Обратите внимание — пример Кена Робинсона касался абсолютно всех присутствующих в зале, ведь он затрагивал человечество в целом.

Картина будущего

Обрисовать картину будущего — это вариант, который подходит не для любой темы. Он отлично сработает в случае с новыми технологиями, если спикер обрисует идеалистическое общество.

Картина будущего неплохо сработает на выступления на тему экологии. В этом случае можно обрисовать две картины:

  • Что будет, если человек продолжит в том же духе — выжженные пустоши, отсутствие зелени, страдающие животные.

  • Что будет, если мы начнем действовать разумно.

Суть этого метода в эмоциональном воздействии. Каждого слушателя нужно задеть за живое, показать ему возможные блага или неприятные последствия его действий.

Разговор с аудиторией

Пригласите зрителей поучаствовать в каком-нибудь коротком опросе или тесте. Например, психолог рассказывает про токсические созависимые отношения и в конце просит аудиторию мысленно ответить «Это про меня» или «Это не про меня» на три коротких утверждения:

  1. «Я часто придумываю, что сейчас думает партнер».

  2. «Я не могу заниматься своими делами, когда моего партнера нет дома».

  3. «Я активно слежу за страничкой своего партнера в социальных сетях».   

А потом психолог говорит: «Если хотя бы два из этих утверждений верны для вас, вы в созависимых отношениях». Такой прием вовлекает каждого слушателя, и после этого можно призвать к действию, дать свои контакты, предложить психотерапию для присутствующих и их знакомых. Подобный способ вовлечения можно использовать как в конце, так и в начале презентации.

Юмор

Юмор выполняет сразу три функции:

  1. Оставляет приятное «послевкусие».

  2. Вызывает у аудитории личную приязнь к оратору.

  3. Помогает презентации лучше запомниться.

Но, как и любое завершение выступления, шутка должна быть связана с проблемой, которую освещает спикер. К теме про детское воспитание могут подойти анекдоты про Вовочку, к теме межкультурной коммуникации — смешные истории про «немца, француза и русского» и т.д. А чтобы как можно эффективнее закончить презентацию, нужно подкрепить ее словами, которые усиливают главную мысль.

Помню, я присутствовал на одном выступлении, где спикер идеально вписал финальную шутку. Речь шла о роли мотивации сотрудников. В конце оратор рассказал анекдот:

«Приговорили американца к казни на электрическом стуле, но сначала посадили его на диету, так как он не помещался на стуле. Держали его на хлебе и воде, а он каждую неделю становился только толще. Судья устал ждать и спрашивает приговоренного: “Что же ты не худеешь?” А он и отвечает: “Мотивации никакой”».

И после смеха в аудитории спикер еще раз говорит о важности мотивации сотрудников. У него получилось произвести приятное впечатление, запомниться и подчеркнуть главную мысль. Это отличный пример того, как надо заканчивать презентации.

Связь начала и конца

Начало и конец выступления всегда должны быть связаны логически. Но чтобы привлечь внимание, можно связать начало и конец с помощью образа, который вызывает сильные эмоции.

Например, спикер рассказывает о приемах релаксации, и в самом начале показывает картинку или гифку, на которой изображена измученная кошка. Она разрывается между кричащими котятами и рыбой, которую никак не может поймать.

В конце презентации другая картинка — та же кошка, которая греется на солнце, вдали играют котята, а в воде плещется рыбка, причем так близко, что только лапу протянуть остается. Но кошка отдыхает. Этот образ не запомнился бы так сильно, если бы не было картинки в начале презентации.

Можно придумать еще десятки способов оригинальных и креативных завершений, ведь в их создании участвует не только логика, но и творчество. Для всех, кто хочет глубже понять, как красиво и правильно провести и закончить презентацию, предлагаю свои тренинги. Один из них научит создавать эффектное и отлично работающее слайд-шоу, другой поможет провести успешную продающую бизнес-презентацию. Я поделюсь своим опытом и дам структурированную систему знаний.