Александр Яныхбаш

Сначала раскадровка, потом PowerPoint

Что такое раскадровка и зачем она нужна? Почему лучше сделать её до того, как открыть ноутбук? Новые советы по подготовке речей.
Ранее я писал о том, как готовить содержание презентации, используя сториборд со стикерами. Собственно, этот метод используя сам я, и этот прием я даю на тренингах участникам. Но я рассказал о начале процесса работы над контентом. Будем двигаться дальше!
Итак, вы сделали каркас выступления на листе бумаги, используя различные стикеры, которые соответствуют разным блокам презентации. У вас готов план рассказа.

Кстати, по такому сториборду вы можете начинать репетировать. Поверьте, вам не нужно теперь записывать свою речь, просто берите лист и начинайте «говорить по нему». Знаете, как у музыкантов есть упражнение «чтение с листа» — садишься, открываешь ноты и начинаешь играть. В первый раз это кажется просто нереальным — нужно же успеть считать, сообразить, как это сыграть, но на самом деле это легко.

Так вот после того, как вы проговорили пару раз по листу со стикерами, я рекомендую не идти к ноутбуку, чтобы делать картинки. Я советую сделать наброски слайдов, раскадровку, те есть эскизы ваших слайдов. Это простые черновики или, если хотите, «заметки на салфетке».

Зачем раскадровка нужна? Она позволит вам увидеть:

  • общий визуальный ряд из слайдов и их количество (а еще сопоставить с отведенным вам временем)
  • разнообразие или однообразие в картинках (вы увидите, что, например, у вас сплошь текст-текст-текст, или графики-графики-графики и, значит, нужно разбавить материал, чтобы не перегрузить или не усыпить аудиторию)
  • у вас в процессе рисования эскизов будут возникать образы и ассоциации, что положительно скажется на донесении информации.

Как делать раскадровку? В совсем упрощенном виде формула такая: 1  стикер (или ячейка, как на моем примере ниже) презентации = 1 слайд.
Берите листочки и начинайте делать зарисовки по смысловым блокам рассказа. Помните, что на раскадровке не нужно все прорисовывать до мелочей, это не верстка, это всего лишь «примерка». Если у вас текстовое изображение, то можно даже сделать линию-волну, чтобы обозначить, что здесь будут слова (если вы уже понимаете, что будет написано; если же нет, то лучше прописать фразу). Если у вас слайд с графикой, то можете пофантазировать и сделать набросок рисунка, как это сделал я на своем втором стикере.

Как понять, где какой слайд нужен?

Расскажу про типы слайдов, которые служат для разной визуализации. Обычно же у нас по умолчанию при создании нового слайда что? Верно: буллит-поинты с текстом. Но это скучно, сухо. И не всегда нужен текст, не всегда мы сообщаем \ информируем.
Все на самом деле просто.

Стартуем от задачи слайда. Их бывает три:
1. Задача доказать (здесь родственники: сравнить / убедить / привести статистику).
Ёжику понятно, что наилучший тип визуализации для такой задачи — данные. Это графики или диаграммы, или гистограммы, или рассеяния. Тут еще нужно разбираться, какой тип данных подбирать, но это уже другой пост.
Ниже — пример слайда, где мы сообщаем фразу (предположим, это что-то в духе «в 2012 году было отмечено минимальное значение параметра Х») и подкрепляем ее данными со слайда. Согласитесь, что просто написать эту же реплику на слайде было бы глупо. Вывод: текст не работает — нужен другой тип визуализации — график.

2. Задача впечатлить (родственники: переключить внимание / передать образ или метафору / показать ярко и наглядно продукт).

Тип слайда назовем «картинки-фотографии». Иногда нужно донести какой-то over-важный месседж, но сухой текст не будет так эффективен, ведь тут задача как будто прокричать фразу.

Иногда нужно показать фото продукта и его ключевые функци. Во всех этих случаях используетсия совмещенный тип: пикча + текст. Но что яваляется доминантой? Картинка (см. пример слайда с ракетой). Если текст важнее, он располагаетися слева (см. пример с телефоном).
Пример: в этой части выступления спикер говорила про амбициозную задачу. Мы подобрали соответствующую фотку и крупно, увесисто подписали ее.

3. Задача рассказать: вот так-то или вот так. Родственники: информировать, констатировать, объяснить, прояснить. Не впечатлить, не доказать, а просто рассказать.

Здесь есть 2 подвида задач:
а) допустим, хотите рассказать про 3 изменений в новой версии продукта.
б) хотите рассказать про орг-структуру компании или архитектуру какого-то приложения.

В «а» просится текст, который многие по умолчанию снабдили бы буллит-поинтами.
В «б» вы бы нарисовали какую-то блок-схему со стрелочками и пунктирами.
Но оба варианта станут яснее, если использовать иконки (пиктограммы). Это работает эффективнее, тк включает ассоциативное мышление, повышает запоминание, делает слайды более визуально-ориентированными, а не только лишь текстовыми.

Я сделал свою раскадровку, как на фото вверху, за 10 минут. Профессиональные дизайнеры вообще уделяют раскадровке по несколько часов (в подготовке с клиентами так обычно и получается), но нам будет достаточно сделать или от руки, или хотя бы минимально представить "кадры" в голове. Вы удивитесь, сколько времени она вам сэкономит в будущем. Берите на заметку и перед версткой слайдов делайте эскизы для себя.
Предстоит ответственная конференция? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.