Структура стартап питча, план презентации

22 Ноя 2016 статья
У вас стартап? Вам предстоит выступить на конкурсе бизнес-проектов или перед инвесторами? Но у вас мало опыта и главный вопрос, который вас интересует о питчах, заключается в трех словах: о чем говорить? Правильный вопрос. Не выстроив должным образом структуру вы не сможете внятно и понятно рассказать о проекте в короткий период времени. Покажу план питча для 3-х и пяти минут.

Для начала напомню, что любая презентация вне зависимости от темы, длительности или формата подчиняется закону композиции: должно быть начало, середина и концовка. Вступление - это вход, подведение к основой идее (рассказу о вашем бизнес-проекте); середина - это детали (конечно, насколько позволяет время) о том, что вы делаете, как планируете развиваться; концовка - это финишная прямая, где мы подводим к кульминации в виде «call to action» - призыва к вашей цели. А теперь по порядку.

Вступление 
Здесь, чтобы включить и подготовить аудиторию, нужно сделать минимум три вещи:
  • Представиться (да-да, не забывайте внятно назвать свое имя и название проекта).
  • Выдать короткий тизер (то, о чем бизнес-проект, чем занимаетесь, но в общих словах). Пример тизера: мы делаем приложение, анализирующее гардероб и помогающее подбирать одежду на каждый день. Коротко, в одном предложении, но понятно, что и для чего делаете.
  • Показать проблематику (это, пожалуй, самая любимая часть - боль клиента). Покажите, почему вы делаете то, что делаете. Обрисуйте мир и скажите, в чем заключается его несовершенство, какие проблему испытывает человек/люди/компании, к каким последствиям это приводит. Далее - покажите, что знаете способ решения. Этот способ - ваш продукт/услуга.
Эти три пункта должны быть как в 3-минутной, так и в 5-минутной презентации. Это отправная точка в ваш рассказ, введение в контекст, без которого людям будет непонятно, «что-где-почему».

Основная часть 
Контекст задан, пора к деталям. Здесь вы рассказываете уже о самой сути бизнес-проекта. В основной части нужно затронуть в обязательном порядке следующие подтемы:
  • Как устроен ваш продукт (или «как это работает»; кратко перечислите основные функции или характеристики продукта/услуги; или назовите 3 киллер-фичи, отличающие вас от конкурентов; покажите, если можно, продукт наглядно или на слайде).
  • Какой у продукта рынок (какой объем рынка, на котором планируется вести бизнес, есть ли данные о его росте, каков объем рынка аналогичных продуктов в мире и стране; здесь нужно много данных и не забывайте про источники сведений).
  • Бизнес-модель (как будете извлекать прибыль, как видите способ монетизации, ср. чек, LTV и т.д.).
  • Ваша стратегия и маркетинг (какие действия будете предпринимать, чтобы с продуктом выйти на рынок и занять N-долю рынка; стратегическое видение; методы продвижения).
Для 5-минутного питча все эти подтемы сохраняются. Но у вас есть возможность говорить чуть более подробно, чтобы раскрывать более полно информацию о проекте. Также можете дополнить ваш питч еще одним важным блоком - метрики. Здесь вы можете рассказать о том, какие успехи уже достигнуты, сколько клиентов/продаж, что было и стало (например, упала стоимость привлечения клиента или вырос средний чек), то есть поделиться достижениями.

Заключение 
Здесь мы подводим итоги и переводим аудиторию на следующий шаг:
  • Резонно после рассказа обо всех планах и стратегиях сообщить о команде (заметка: команда, а не ваши «красивые данные» получают инвестиции, поэтому не забывайте о коллегах, показывайте их опыт и успехи).
  • Инвест-потребность (что вы ищете на данный момент, в каком размере и на какие цели).
Данный план питча в целом является стандартный и имеет очень понятную сквозную логику: от проблемы к решению, далее к экономике и к людям. После того, как вы сделаете наброски идей по данной структуре, обязательно проведите репетицию с секундомером в руках, чтобы понимать, сколько времени в реальности занимает рассказ. Когда ты создал план, перед тобой встает другая задача: отсеять лишнее, говорить о важном, чтобы укладываться по времени. Поэтому проведите еще несколько прогонов, чтобы чувствовать себя спокойно во время питча.

pitch structure.jpg