Советы, которые улучшат ваши онлайн-презентации

Ответы на 5 популярных вопросов про онлайн-выступления
На занятиях участники регулярно задают одни и те же вопросы, поэтому я решил написать статью, где отвечу на 5 довольно частых. Уверен, эти мысли помогут сделать ваши онлайн-презентации и совещания с командой еще более эффективными.
Чем категорически отличается процесс выступления в онлайне от живого?

Пожалуй, глобальных отличий несколько. Попробую их проранжировать по степени влияния на процесс презентации (в порядке убывания):

  • отсутствие живой обратной связи от аудитории (в офлайне мы получаем ОС едва ли не от 100% зрителей, если речь не про стадионные жанры)
  • влияние техники на процесс проведения: или плохо слышно спикера, или прерывается связь
  • отсутствие уверенности, что тебя слушают, повышает уровень тревожности и понижает ощущение контроля над ситуацией
  • повышенная необходимость в вовлечении и борьбе за внимание зрителей.
Что спикеру недопустимо делать во время онлайн-презентации?
Поскольку у аудитории в онлайн-формате всегда есть возможность делать 2−3 дела одновременно — слушать ваш доклад, проверять почту или изучать аналитические отчеты — спикер должен бороться за внимание аудитории. Соответственно, недопустимо уходить глубоко и надолго в монолог. Это чревато потерей аудитории. Даже простое обращение в виде просьбы написать в чат ответ на несложный вопрос помогает удерживать внимание. Однако следует помнить, что совершать одни и те же трюки с чатом не стоит — аудитория к этому привыкает и начинает все меньше реагировать. Однообразие и предсказуемость — это второе, чего не стоит допускать.

Третье, пожалуй, заключается в недостаточном использовании возможностей своего голоса. Спикеры звучат монотонно, а это особенно плохо, если мало приемов вовлечения и нет видео-связи. Голос — это единственное, на что опирается ваша аудитория, поэтому не выделять смысловые блоки, не делать пауз — недопустимо.
Какова оптимальная длительность онлайн-презентации, чтобы удерживать внимание аудитории?
Длительность презентации: пожалуй, не должна превышать 30-40 минут. Если даже живьем, когда есть та самая "химия" и эффект присутствия, довольно трудно удерживать внимание, то в онлайн-формате тем более. Исследование компании "Дуарте" показало, что зрители предпочитают речи длительностью не более 30 минут.
Как нужно удерживать внимание и в чем отличие от «живого» формата?
Во-первых, следует всегда понимать, в каком жанре мы выступаем, и какие «правила игры» действуют. Если у нас аналитический отчет перед директорами, то фонтанировать энергетикой и «фишками» взаимодействия с залом не стоит.

В случае, если у нас лекция (вебинар) или совещание с командой с дискуссией для принятия решения, наше вовлечение глобально ничем не отличается в онлайне от офлайна. Мы все так же можем прибегать к чату для кратких опросов, можем приглашать аудиторию высказываться в микрофон.

В онлайн-формате у нас расширяется репертуар технических возможностей. Если раньше, в очном совещании было бы странно просить людей зайти в Miro и расклеивать стикеры на досках (мы это делали на флипчартах в крайнем случае), сейчас это доступно и и уместно. У нас есть сервисы для сбора мнение и голосований за варианты, для проведения опросов и создания облаков тэгов и графиков.

Есть мнение, что плотность приемов вовлечения аудитории (ПВА) в онлайне должна быть выше. Если в среднем аудитория во время очного выступления концентрирует внимание примерно 15−18 минут без прибегания спикера к ПВА, то в онлайне, пожалуй, каждые 7−10 минут стоит осуществлять «касание» зрителей.
Что делать спикеру, если аудитория не включает камеры и нет никакой обратной связи?
Все начинается с превентивных мер. Было ли объявлено зрителям про видео заранее (например, в рассылке с приглашением)? Делал ли спикер попытки наладить двустороннюю связь в начале совещания или доклада?

Известно, что когда в театрах стали по громкой связи делать объявления с просьбой перевести телефоны в виброрежим, звонков во время спектакля стало на порядок меньше (увы, они не исчезают совсем, но их заметно меньше, чем без объявлений).

Если даже просьба не помогает, то «тянуть» зрителей на сторону света изо всех сил не стоит. Скорее всего, картинка сильно не изменится, а спикер только сильнее будет расстраиваться. Не оценивайте и не сравнивайте аудитории вслух: «Хм, странно, обычно все исправно включают видео, а тут какой-то трудный случай…»

Вообразите, что вы — радиоведущий. Диджей никогда не видит свою аудиторию, но это не значит, то он говорит в пустоту или его игнорируют. Конечно, радиоэфир не слушают, затаив дыхание, однако его слушают десятки, сотни и тысячи. Иногда умение отстраниться от черных квадратиков в Зуме и во что бы то ни стало говорить, помогает продвигаться вперед, несмотря и вопреки.
Нужно обучить сотрудников навыкам презентации? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.