Сторителлинг: навык, необходимый руководителям T&D, чтобы стимулировать изменения

Перевод статьи Патти Санчес
Если речь идет об адаптации новых сотрудников, повышении квалификации или планировании передачи дел, то как T&D-руководителям удостовериться, что их усилия, направленные на повышение квалификации или переподготовку, увенчались успехом? Ответ дает сторителлинг.

На протяжении всего существования человечества истории рассказывали не только для того, чтобы развлечь или проинформировать, но и для того, чтобы научить и подтолкнуть к изменениям. Более того, структура истории зеркально отражает путь изменений, поэтому имеет смысл использовать историю при осуществлении трансформации.

Вот три способа задействовать силу сторителлинга, чтобы мотивировать внедрение и взять под контроль сопротивление, когда вы производите какие-то изменения.

1. История как призма, сквозь которую рассматривают процесс изменений

Навигация в пространстве изменений требует понимания и эмпатии по отношению к мыслям и чувствам работников на каждом этапе их пути к изменениям. Примечательно, что процесс трансформации повторяет структуру истории, впервые описанной в книге «Пролить свет: как зажечь огонь перемен с помощью речи, истории, церемонии и символа» (Illuminate: Ignite Change Through Speeches, Stories, Ceremonies, and Symbols).

История перемен начинается, когда герой отправляется на поиски приключений в погоне за поставленной целью, или мечтой. Но когда герой бросается активно выполнять свою миссию, появляются препятствия, с которыми он должен бороться. С помощью наставников (менеджеров и коучей) и нескольких надежных помощников (например, сослуживцев) герой преодолевает все препятствия на своем пути и достигает цели. В процессе герой становится более искусным и уверенным в себе, чем раньше. Такова цель любого обучающего путешествия, не так ли?

Когда вы наблюдаете за изменениями сквозь призму истории, меняется и сам процесс обучения и коммуникации. Когда вы видите в обучающихся героев, совершающих квест, вы сможете лучше понять, с какими внешними и внутренними трудностями они сталкиваются. Вам также будет проще дать им то эмоциональное топливо, которое необходимо им, чтобы сохранять стойкость и добиться триумфа. Рассказывая историю, вы помогаете аудитории почувствовать то же, что чувствуете вы. Люди всегда будут помнить, какие чувства вы у них вызвали. Когда вы рассказываете историю, связанные с сенсорной системой части мозга активизируются, и информация укладывается в памяти определенным образом: люди запоминают услышанное, а затем могут вспомнить и пересказать его. Кроме того, в историях обычно скрывается какой-то урок и обозначается достигнутая цель, что может вдохновить аудиторию на действия.

2. Планируйте коммуникацию с учетом эмоциональных потребностей обучающихся

На каждом этапе пути к изменениям у людей возникают разные потребности. Например, в начале сотрудники должны понимать, что нужно изменить и почему. Важно не только представить им факты и цифры, показывающие, почему для успеха бизнеса необходимы новые навыки, но и рассказать о преимуществах, которые получат сами работники, создав эти новые возможности.

Помогите работникам увидеть, какое место они занимают в вашем видении, нарисовав яркую картину будущего и рассказав, как обучение раскроет их потенциал. Четко обозначьте, насколько ответственное отношение от них требуется, и как приложенные ими усилия будут способствовать достижению не только целей компании, но и их собственных целей — это поможет им увидеть, ради чего им стоит соглашаться с вами.

Однако не забывайте, что разъяснение вашего видения — это только первый этап изменений. Как только сотрудники приступят к усердному обучению, они обязательно столкнутся с трудностями, которые, возможно, ослабят их решимость продолжать работу. Взаимодействуя с обучающимися на этом «беспорядочном промежуточном» этапе изменений, вы должны откликаться на их опасения и поддерживать в них чувство уверенности в своих силах и способности преодолеть любые встреченные трудности.

Отмечайте их успехи, какими бы незначительными они ни были, и поощряйте их рассказывать об извлеченных на этом пути уроках. Использование сторителлинга в качестве инструмента рефлексии помогает создать среду, в которой все участвующие в трансформации чувствуют свою связь с общим делом и черпают силы в коллективных достижениях.

3. Включите истории в свой арсенал обучающего руководителя

Помимо использования сторителлинга как способа понимать изменения и управлять ими, вы можете задействовать его, чтобы сплотить кураторов проекта и команду и добиться от них поддержки инициатив, связанных с развитием требуемых навыков. Истории воплощают в жизнь абстрактные концепции, создают эмоциональную связь между людьми и идеями и побуждают к действиям — все это мощные инструменты мотивации в арсенале любого лидера.

Хорошо продуманная история должна иметь четкое начало, середину и конец и вызывать эмоциональный отклик у аудитории. Например, если вы предлагаете программу обучения высшему руководству, воспользуйтесь методами сторителлинга на основе данных, чтобы усилить свою позицию. Начните с описания проблемы, которую нужно решить, затем представьте свое решение, и в заключение расскажите, какие результаты даст ваша программа, и какую выгоду в конечном итоге получит бизнес.

Подкрепите каждое свое утверждение достоверными данными, но, кроме того, сделайте несколько житейских наблюдений о проблемах, которые будет решать предложенная вами программа развития навыков. Попробуйте рассказать историю о команде, которая сегодня безуспешно пытается достичь целей по продуктивности, но сможет повысить скорость и эффективность работы после завершения обучения. Такие примеры сделают процесс обучения более человечным, а результаты — более ощутимыми для заинтересованных сторон.
Используя сторителлинг как инструмент, позволяющий осмыслить изменения, управлять ими и говорить об их необходимости, вы сможете устранить потенциальное сопротивление до того, как оно превратится в проблему, побуждая сотрудников и заинтересованные стороны настаивать на сохранении привычного положения вещей. В своей основе сторителлинг помогает людям устанавливать более глубокую связь с идеями, чем это позволяют сделать одни только факты, — что поистине бесценно при проведении масштабных организационных изменений.

«Рассматривая обучающихся как героев, совершающих квест, вы можете дать им эмоциональное топливо, необходимое им, чтобы выстоять и добиться победы», — говорит Патти Санчес, автор статьи (ссылка на оригинал).
Хотите освоить навыки рассказчика? Назначьте встречу, чтобы спланировать занятия по сторителлингу.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псих.н.