Выступление на высоком гос. уровне

Анализ выступления на форуме
В сегодняшней рубрике «Смотрины» проанализирую выступление спикера на гос. форуме перед руководителями страны. Жанр особый, сложный. Во-первых, «правила игры» и регламенты, традиции. Я имею в виду, что здесь нет места «креатифчику» или энергичной ходьбе по сцене. Сами понимаете — формат. Во-вторых, конечно, политика и строгий язык. А еще и выступать нужно сидя в кресле. Предлагаю разобраться, что сделал спикер грамотно, где удачные места (ссылка на видео, 4,5 минуты).

Как обычно, мы анализируем не личность, не компанию, а именно спикерские действия.

Что спикер делает хорошо:

  1. С самого начала задал контекст про стратегию. Фраза «…в рамках общенациональной стратегии по глубокой переработке древесины». Это помогает обрисовать общую картину, почему мы в об этом сейчас поговорим, и словам нужный вес сразу придает.
  2. Есть в области работы со СМИ термин «ударная фраза». Это особенно яркая реплика спикера, которую должны все услышать, за которую цепляются журналисты и отправляют ее в заголовки новостей. Здесь мы услышим такую ударную фразу уже через 26 секунд от начала речи.
  3. Пояснение непонятых цифр. Когда спикер перечислил планируемые объемы производства мелованой бумаги в тоннах, он перевел эти значения на более понятные проценты. Согласитесь, большинству людей ничего скажет, 150 тысяч тонн офисной бумаги и 70 тысяч тонн мелованой - это много ли мало? А 25% от всего российского спроса уже гораздо яснее. З — забота о ЦА.
  4. Микро-анонс, отбивка. После того, как Константин перечислил ключевые цифры, он анонсирован второй блок: «Что даст компания области и России». Помогайте аудитории следить за блоками в вашем материале.
  5. Аргументация из трех пунктов. Больше не нужно — аудитория не запомнит. Меньше — не будет достаточно убедительно.
  6. Первый аргумент начал с негатива и закрыл позитивом. Фразы: «В России нет своего производства, закупать - дорого и непрактично, нелепо» -> «Конкурентам придется потестниться, потому что превзойдем объем советского выпуска в 2 раза».
  7. Каждый аргумент спикер отделял от предыдущего его названием (второй — социальный, третий — экологический).
  8. В конце, после трех аргументов, идет обобщение: «На сегодняшний день это — вершина глубокой переработки древесины». Опять же, довольно громкое заявление, в хорошем смысле. В конце речи это важно подчеркивать.
  9. Свой запрос, как аналог призыва к действию, Константин так же обосновал через проблематику: «...таможенные пошлины в размере Х для нас составляют проблему». В явном виде, конечно, не прозвучало, но всем ясно, в чем заинтересован автор.
  10. Отдельно хочется сказать, как легко и свободно держался выступающий. Он поддерживал зрительный контакт с обеими флангами, поворачивался то вправо, то влево, в нужных по смыслу местах он поддерживал визуальный контакт с Президентом. Даже улыбку не каждый сможет себе позволить, не говоря уже о умеренном, непринужденном поведении:)
  11. Пожалуй, самым важным и выигрышными отличием докладчика является его четкая, простая речь. Он предельно ясно говорит: короткие предложения с глаголами: «создаем рабочие места, сократим отток молодежи», «стремимся к полному замещению импорта». Единая форма «глагол + существительное». При этом нет безличной формы, везде есть субъект действия «мы», «компания», «коллеги».
Предстоит провести важное выступление? Назначьте встречу, чтобы организовать репетицию и отлично подготовиться.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.психол.н.