3 разговорных навыка, которые помогут вам оптимально представить свои данные

Перевод статьи, автор Дуг Нефф
Вы когда-нибудь обедали с гением? Я имею в виду не просто очень умного человека, а того, который живёт и дышит своей профессией и может увлечённо и доходчиво объяснить все её тайны любому, независимо от образования и уровня подготовки. Я встречал в жизни много таких гениев, и разговоры с ними — одни из моих любимых.
Когда мы садимся и начинаем разговаривать, эти люди оживляются, с удовольствием отвечают на мои вопросы (даже самые глупые!) и вполне понятно объясняют сложные темы, иногда настолько далёкие от моего опыта, что до этого я мог даже не подозревать об их существовании. (Квантовая механика, я смотрю на тебя.) Они излагают ДАННЫЕ так, как будто это что-то живое и невероятно важное. Они объясняют сложные концепции с такой же лёгкостью, с какой я сам мог бы объяснить ребёнку основы арифметики.
Каково же было моё удивление, когда я обнаружил, что эти люди способны проводить невыносимо скучные презентации. Да, это так — я видел это собственными глазами! Трудно сказать, что именно происходит — может быть, дело в том, что вместо одного собеседника перед ними оказывается целая аудитория, может быть, виноват приколотый к воротнику беспроводной микрофон, или слайды на экране, или ещё что-то, не видимое простым глазом, — но они становятся скучными.

Представлять аудитории сложные данные не всегда просто. На самом деле, для многих, особенно для людей аналитического склада, это откровенно сложная задача. На семинарах, посвящённых публичным выступлениям, мы в Duarte, чтобы поднять общий уровень разговорных навыков оратора, обычно много работаем над его комфортом, динамичностью и эмпатией. Однако я обнаружил, что когда речь идёт об интровертах и людях аналитического склада, полезнее и эффективнее бывает сосредоточиться в первую очередь на динамичности.
Для начала заметим, что динамичность — это экспансивное качество, наполняющее аудиторию энергией и силой. И если вы станете более динамичным оратором, это поможет вам привлечь внимание аудитории и яснее донести своё сообщение. Это поможет вам достучаться до слушателей и сделать так, чтобы они уходили от вас не просто с головой, полной цифр, но и с сердцем, увлечённым той историей, которую рассказали ваши цифры.
Хорошая новость заключается в том, что вы, скорее всего, уже знаете секрет динамичности. Секрет динамичной презентации в интенциональности, или преднамеренности, — и в данном случае это всего лишь означает, что перед выходом на сцену вам нужно составить план. Подумайте об этом. Вы методично работаете над своим исследованием, целенаправленно подбираете слайды… Почему бы не отнестись так же внимательно к своему присутствию на сцене? Репетируя перед выступлением, спрашивайте себя: «Как мне сделать мои движения и интонации более целенаправленными и содержательными?». Это намерение должно определять то, как вы двигаетесь на сцене, что вы делаете со своими руками и как управляете своим голосом.

Ниже мы подробнее рассмотрим каждую из этих техник — но помните, что в их применении нет никаких строгих правил, здесь всё зависит от вас самих. Изучите свои сильные стороны и свой естественный стиль речи и отталкивайтесь от этого! Личный коуч или персональный тренинг могут оказаться полезными, если вы хотите научиться максимально эффективно использовать свои сильные стороны, но чтобы сделать первые шаги, читайте дальше.

1. Двигайтесь со смыслом

Когда вы выходите на сцену, ваши движения могут либо играть против вас, либо дать вам дополнительное преимущество. Не бродите по сцене как придётся и не стойте столбом на трибуне — двигайтесь целенаправленно. Если вы используете таймлайн, то, прохаживаясь по сцене, сделайте паузу в момент смены слайдов, чтобы отзеркалить своим движением происходящее на экране.

Динамичный докладчик осознаёт, что его движения тоже рассказывают историю, и что эти движения должны дополнять смысл основного сообщения, а не противоречить ему.

Совет профессионала: снимите свою презентацию на видео и просмотрите запись на двойной скорости или без звука. Ваши движения мешают воспринимать выступление или удачно дополняют его?

2. Говорите руками

Консультант Ванесса ван Эдвардс недавно провела исследование, посвящённое знаменитым TED выступлениям. Вопреки сложившемуся мнению, оказалось, что жестикуляция во время выступления, возможно, не такой уж страшный недостаток. В своём интервью газете The Washington Post ван Эдвардс отмечает, что в выступлениях, «которые взорвали интернет и приобрели бешеную популярность, ведущие чаще всего активно жестикулировали». Когда мозг видит жесты и одновременно слышит голос, добавляет она, «он получает два объяснения в одном».

Представьте, что вы делаете презентацию по физике, и вам нужно рассказать, как устроен атом. Вы можете не только объяснить это на словах, но и задействовать руки, придав своей презентации ещё одно совершенно новое измерение.

Ваши руки — часть истории и общей картины, которую воспринимает аудитория. Вы можете не только иллюстрировать с их помощью идеи, но и делать продуманные жесты, чтобы подчеркнуть ключевые моменты, — сделать заметное широкое движение, а затем вернуть руки в нейтральное положение.

Динамичный докладчик осознанно жестикулирует, добавляя ещё один смысловой пласт к вербальной коммуникации.

Совет профессионала: заранее запланируйте как минимум пять осознанных жестов, которые вы можете включить в свою следующую презентацию.

3. Управляйте интонацией

Вспомните свою любимую аудиокнигу — те отрывки, где вы от нетерпения едва могли усидеть на стуле, глубоко запавшие в память цитаты, диалоги, от которых слёзы наворачивались на глаза. У вас такие же обязательства перед вашими слушателями, как у рассказчика этой истории. Используйте силу своего голоса, чтобы увлечь аудиторию.

Если ваш голос остаётся неизменным от начала до конца презентации, вашей аудитории будет сложно понять, что важно, а что нет… и ещё сложнее не заснуть. Привлекайте внимание слушателей к главным моментам своего выступления с помощью стратегических пауз, меняйте интонацию и скорость речи.

Динамичный ведущий выделяет голосом важные моменты, подчёркивает своей речью наиболее значимую информацию.

Публичные выступления трудны для всех, но они могут оказаться особенно трудными для аналитиков, исследователей и учёных, которым нужно донести до аудитории сложную информацию. Однако, как это часто бывает, из этих людей получаются отличные собеседники — и они могут стать замечательными динамичными ведущими, просто они ещё об этом не знают. Помните, секрет динамичной презентации в интенциональности, или преднамеренности. Вместо того, чтобы бояться, отнеситесь к своему присутствию на сцене так же вдумчиво, как к своим исследованиям.

Перед тем, как выйти на сцену, найдите время, чтобы продумать свои движения, выберите, где вы будете стоять. Помните, что ваши руки — это тоже часть истории. Что вы собираетесь ими сказать? Внимательно просмотрите свои слайды и мысленно (а ещё лучше прямо в блокноте) отметьте, где и как нужно изменить интонацию. Наконец, помните, что увлекаться — это нормально! Динамичность подразумевает, в числе прочего, открытое проявление вашей индивидуальности.

Совет профессионала: прежде чем выйти на сцену, выпишите, какие моменты в вашем докладе вас особенно вдохновляют и перекликаются с вашими увлечениями.

Расскажите свою историю правильно — с такой же страстью, которую вы вкладываете в работу, — и аудитория сможет лучше вас понять.

Оригинал статьи
Предстоит обучить сотрудников мастерству презентации? Назначьте встречу, чтобы обсудить ваши задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.