Большинство выступающих, даже очень опытных, нервничают, когда им приходится общаться с другими людьми в непривычной манере. Нам всегда удобнее оставаться в своей «зоне», делать то, что комфортно, и полагаться на тактику, которая хорошо работала в прошлом. Когда я ставлю перед выступающим задачу расширить коммуникативные навыки и добавить к ним что-то новое — например, сторителлинг — это может спутать ему все карты и совершенно выбить его из колеи.
Но если оратор не будет стремиться освоить новые навыки и добавить в свой арсенал новые коммуникативные методы, он может упустить наиболее продуктивные поворотные моменты в общении.
Поэтому, когда я прошу человека, не привыкшего рассказывать истории, рассказать историю, я в первую очередь проявляю эмпатию. «Послушайте, я знаю, что вы не привыкли так обращаться к аудитории. Обычно вы оперируете фактами и показателями. Это другой прием, и вам будет нелегко. Но это нормально. Мы собираемся преодолеть дискомфорт и поработать над тем, чтобы рассказать эту историю очень, очень хорошо».
Затем я работаю с оратором над историей и помогаю ему понять, почему нужно рассказать именно эту историю. Я работаю над структурой истории, определяя ключевые элементы и расставляя их в оптимальном порядке. Далее я сам рассказываю историю, чтобы оратор мог услышать, как она звучит. После чего мы дошлифовываем ее, пока она не станет именно такой, как нужно.
И наконец, я работаю вместе с ним над подачей. Благодаря подаче история «взлетает» и как будто обретает собственное дыхание. Я помогаю выделить ключевые моменты, чтобы зрители испытали те эмоции, которых требует история. Мы наводим фокус на те места, где напряженный интерес слушателей должен возрасти, заставляя их податься вперед и навострить уши. И я помогаю сделать в конце нужный вывод, позаботившись о том, чтобы основная мысль истории была четко сформулирована.
После того, как мы несколько раз попрактиковались, выступающий начинает по-настоящему «чувствовать» историю и понимать, как она повлияет на его аудиторию. Сторителлинг, как любой навык, требует практики. А с практикой приходит умение. Впрочем, умение приносит не только уверенность, но и истрепанные нервы.
Если вы нервничаете, не зная, как рассказать историю, определите в ней наиболее важные элементы, придайте ей оптимальную структуру и потренируйтесь ее рассказывать. Поначалу вам будет непривычно пользоваться этой новой коммуникативной мышцей, но со временем сторителлинг может стать вашей второй натурой.
Автор: Джефф Дэвенпорт, оригинал статьи