6 главных вопросов о сторителлинге

Отвечает эксперт из компании Duarte
Недавно на нашем вебинаре «Как убедить аудиторию с помощью истории» с разработчиками контента Duarte и коучами спикеров Джеффом Дэвенпортом и Дугом Неффом мы получили от слушателей множество отличных вопросов об искусстве сторителлинга. Ниже Джефф отвечает на шесть наиболее часто задаваемых вопросов, которые мы не успели обсудить в прямом эфире.

1. Как гармонично ввести историю в презентацию? Нужно ли использовать вступительные фразы («Позвольте рассказать вам небольшую историю» и т.д.), чтобы заранее заинтересовать слушателей?

Когда вы сообщаете своей аудитории, что собираетесь рассказать историю, вы уже привлекаете их внимание. Они навостряют уши, потому что им очень хочется услышать что-то новое, особенно если до этого они имели дело со сплошным потоком фактов, данных и показателей. «Позвольте мне рассказать вам историю» звучит для них как звон обеденного колокола на ранчо.

Впрочем, не стоит думать, будто необходимо каждый раз предупреждать слушателей, что вы переключаетесь в режим сторителлинга. Это может выглядеть нелепо и нарочито.

Вместо этого дайте аудитории немного больше контекста и заодно объясните, почему вы решили поведать именно эту историю: «Я хочу рассказать вам, как это происходило у другого клиента…», «Мы уже сталкивались с похожей ситуацией в прошлом…» или «Одна организация решила, что можно ничего не менять…».

Установив связь между вступительными словами, предшествующими истории, которую вы собираетесь рассказать, и самой историей, вы настраиваете своих слушателей на правильный лад и помогаете им понять, почему вы рассказываете эту историю.

2. Вы когда-нибудь выдумывали истории, или они обязательно должны быть основаны на реальных событиях?
Насколько неправильно и неэтично рассказывать придуманные истории?

Наш опрос показал, что 95% специалистов ежедневно общаются онлайн, при этом почти половина респондентов в течение отдельно взятой недели проводят и посещают виртуальные презентации. С апреля 2020 года по апрель 2021 года мир провел на собраниях в Zoom более 3,3 триллиона минут (это более 6 миллионов лет!), что дало широкие возможности для изучения этой сферы и внедрения в нее передового опыта.

На этом этапе кривой обучения ваша аудитория ожидает, что на виртуальном собрании тон задают профессиональные докладчики. При подготовке к продающей презентации проверьте техническую сторону, используя приведенный ниже удобный контрольный список:

Подключение. Неважно, где вы находитесь (в офисе или работаете из дома), — от стабильного подключения к интернету зависит буквально вся виртуальная презентация. Инвестируйте в самый быстрый доступный интернет и по возможности используйте кабель Ethernet, чтобы обеспечить стабильное соединение.

Функциональность. Найдите кнопку отключения звука и используйте ее по назначению! Если вы представляете слайдовую презентацию, потренируйтесь переходить в режим демонстрации экрана другим участникам и пролистывать слайды. Если в вашей презентации есть видео, убедитесь, что оно беспрепятственно передается с вашего устройства — если нет, подумайте, можно ли без него обойтись, или отдельно отправьте его участникам, чтобы они просмотрели его на собственных устройствах.

Уведомления. Мы живем в мире всплывающих уведомлений, рингтонов и виброзвонков. Иногда они полезны, но они могут отвлекать вас и вашу аудиторию, особенно во время презентации. Помогите всем участникам виртуальной презентации сохранять сосредоточенность, отключив уведомления в компьютере и телефоне, особенно если вы проводите презентацию.

Среда. Существует немало дополнительных приемов для улучшения визуальных и невербальных аспектов удаленной презентации, но для начала имеет смысл постараться и сразу представить себя в максимально выгодном свете. Убедитесь, что ваше устройство оснащено качественной камерой и микрофоном, и во время звонка видео и звук будут передаваться в наилучшем качестве. По возможности выберите тихую, хорошо освещенную комнату с нейтральным фоном и расположите камеру на уровне глаз. Если это невозможно, подумайте о гарнитуре, которая устранит фоновый шум для вас и вашей аудитории, позволит включать и выключать звук во время разговора и использовать цифровое фоновое изображение или размытие, чтобы уменьшить количество отвлекающих факторов. Что подводит нас к следующему пункту.

3. У вас есть какие-нибудь советы или предложения, как привлечь внимание аудитории и сделать так, чтобы историю дослушали до конца? Иногда одной только интересной темы недостаточно!

Конечно, есть: увлекательная подача.

Даже самые убедительные цифры, списки данных, цитаты и показатели будут пропущены мимо ушей, если подать их без воодушевления, вяло и нединамично. Если вы хотите заинтересовать и увлечь аудиторию своим рассказом, проникнитесь им сами и рассказывайте так, как будто это действительно интересно!

Один из способов потренироваться в этом — читать вслух детям. Дети не просто хотят услышать историю, они хотят ее прочувствовать. Они по-настоящему ощущают историю только тогда, когда рассказчик подает ее живо и захватывающе.

Для этого вы выделяете голосом ключевые слова, изображаете то, о чем рассказываете, жестами и всем телом, делаете драматические паузы, задействуете мимику, чтобы показать ребенку, что он должен чувствовать в этот момент.

Значит ли это, что нужно рассказывать совету директоров о трудностях, с которыми ваша организация столкнулась в третьем квартале, таким же образом, как вы рассказываете четырехлетнему ребенку сказку на ночь? Нет. Конечно, нет. Но это значит, что здесь вы используете такие же принципы подачи, как и тогда, когда хотите увлечь историей ребенка, разве что немного снижаете интенсивность.

Выделяйте голосом ключевые слова. Помогайте себе жестами, показывая то, о чем вы говорите. Делайте паузы. Помогите своим слушателям понять, что они должны чувствовать, продемонстрировав им эти эмоции. Просто установите тумблер мощности не на 10, а на 3 или 4.

Это требует практики, но оно того стоит. Полезное общее правило: рассказывайте историю своим слушателям так, как вы хотели бы, чтобы историю рассказывали вам.

4. Можно ли использовать сторителлинг, когда нужно сообщить «плохие» новости?

Допустим (видите? я собираюсь описать гипотетическую ситуацию), вам нужно сообщить своей команде о сокращении бюджета. Сокращение означает, что им придется больше работать и проявлять больше изобретательности, чтобы выполнить те же задачи.

Сообщать такие вещи нелегко. В подобной ситуации вряд ли удастся найти много плюсов (и наверняка никто, услышав это, не подумает: «Ура! Меньше денег!»).

Лучший вопрос, который следует задать себе как специалисту по коммуникациям, звучит так: «В чем я хочу убедить своих слушателей, и к каким действиям я хочу их подтолкнуть?».

Ответ может быть таким: «Я не хочу, чтобы они потеряли надежду. Я хочу, чтобы они поняли: перед нами стоит вызов, но мы можем его преодолеть. Я даже хочу, — (решительный вдох), — вдохновить их».

Если ваша цель такова, подумайте, какую историю вы могли бы рассказать, чтобы вдохновить их. Вы можете вспомнить случай из собственной жизни, когда вы преодолели серьезные препятствия. Или тот раз, когда ваша организация переживала тяжелые времена, но, пройдя через все испытания, стала еще лучше. Может быть, вам на память придет случай, когда этой команде удалось справиться с особенно сложной задачей.

Пожалуй, последний пример будет особенно действенным и уместным. Этой историей вы говорите своим слушателям: «Эй, я знаю, что это сложно. Я знаю, что это тяжело. Но ведь раньше мы уже проходили что-то подобное — пусть не совсем такое же, но похожее. Как мы это сделали? Какие инструменты и стратегии мы использовали, чтобы добиться успеха?».

Если вы расскажете эту историю, ваша аудитория получит хотя бы какую-то надежду. Если они ее не услышат, они просто подумают: «О боже, нас ждут очень тяжелые времена. Понятия не имею, как мы собираемся с этим справиться — и сможем ли вообще работать дальше».

Кроме того, оформив в виде истории предпосылки появления «плохой новости», вы поможете слушателям понять, почему эта плохая новость вообще существует.

Сказать «Нам нужно сократить 10% сотрудников» — совсем не то же самое, что рассказать о целях и препятствиях организации и объяснить, почему руководство пришло к выводу, что необходимы временные увольнения. Когда вы преподносите новость в виде хорошо продуманной и деликатно рассказанной истории, вы можете вызвать у слушателей некоторое сочувствие к команде, которой пришлось принять сложное решение.

5. Можно ли «перестараться» с историями для людей, которыми вы руководите?

Сторителлинг похож на соль. Если ее нет, еда получится пресной. Если ее слишком много, вы испортите блюдо.

Что значит «перестараться с историями»? Представьте себе оратора, который крайне редко или вообще никогда не сообщает четкие, конкретные данные, не высказывает ясных идей и не делает внятных заявлений. Он только рассказывает истории. Байки из жизни, гипотетические ситуации, сюжеты из поп-культуры и тому подобное.

Если вы слышите от выступающего одни только истории, вероятно, они заинтересуют вас, развлекут или помогут понять его точку зрения. Но, не подкрепленные логикой и фактами, эти истории могут, в конце концов, сыграть с оратором дурную шутку. Вы вряд ли воспримете их серьезно, если за ними не будут стоять достоверные данные.

Но обычно ораторам не грозит опасность слишком увлечься рассказыванием историй. Большинству из них, наоборот, не помешало бы рассказывать больше историй.

Рассказывайте истории. Тщательно выбирайте, что рассказать. И рассказывайте их хорошо.

6. Что бы вы сказали нервничающему докладчику, чтобы убедить его задействовать в презентации сторителлинг?

Большинство выступающих, даже очень опытных, нервничают, когда им приходится общаться с другими людьми в непривычной манере. Нам всегда удобнее оставаться в своей «зоне», делать то, что комфортно, и полагаться на тактику, которая хорошо работала в прошлом. Когда я ставлю перед выступающим задачу расширить коммуникативные навыки и добавить к ним что-то новое — например, сторителлинг — это может спутать ему все карты и совершенно выбить его из колеи.

Но если оратор не будет стремиться освоить новые навыки и добавить в свой арсенал новые коммуникативные методы, он может упустить наиболее продуктивные поворотные моменты в общении.

Поэтому, когда я прошу человека, не привыкшего рассказывать истории, рассказать историю, я в первую очередь проявляю эмпатию. «Послушайте, я знаю, что вы не привыкли так обращаться к аудитории. Обычно вы оперируете фактами и показателями. Это другой прием, и вам будет нелегко. Но это нормально. Мы собираемся преодолеть дискомфорт и поработать над тем, чтобы рассказать эту историю очень, очень хорошо».

Затем я работаю с оратором над историей и помогаю ему понять, почему нужно рассказать именно эту историю. Я работаю над структурой истории, определяя ключевые элементы и расставляя их в оптимальном порядке. Далее я сам рассказываю историю, чтобы оратор мог услышать, как она звучит. После чего мы дошлифовываем ее, пока она не станет именно такой, как нужно.

И наконец, я работаю вместе с ним над подачей. Благодаря подаче история «взлетает» и как будто обретает собственное дыхание. Я помогаю выделить ключевые моменты, чтобы зрители испытали те эмоции, которых требует история. Мы наводим фокус на те места, где напряженный интерес слушателей должен возрасти, заставляя их податься вперед и навострить уши. И я помогаю сделать в конце нужный вывод, позаботившись о том, чтобы основная мысль истории была четко сформулирована.

После того, как мы несколько раз попрактиковались, выступающий начинает по-настоящему «чувствовать» историю и понимать, как она повлияет на его аудиторию. Сторителлинг, как любой навык, требует практики. А с практикой приходит умение. Впрочем, умение приносит не только уверенность, но и истрепанные нервы.

Если вы нервничаете, не зная, как рассказать историю, определите в ней наиболее важные элементы, придайте ей оптимальную структуру и потренируйтесь ее рассказывать. Поначалу вам будет непривычно пользоваться этой новой коммуникативной мышцей, но со временем сторителлинг может стать вашей второй натурой.

Автор: Джефф Дэвенпорт, оригинал статьи
Хотите обучить сотрудников технологии сторителлинга? Назначьте встречу, чтобы спланировать программу развития.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псих.н.