Не могу пройти мимо большого и столь редкого в нашей стране культурного и бизнес-мероприятия, как «Сбер Конф». Многие коллеги по цеху уже выразили свое мнение, сделали разборы выступлений и презентации, поделюсь своими наблюдениями и выводами и я.
Почему выше я написал «культурного мероприятия», хотя это деловая релиз-презентация? Я считаю, что такие большие презентации (пусть и в онлайне — формат сейчас не имеет значения) — это вклад в культуру публичности в бизнесе и в культуру коммуникаций. К тому же, когда у выступающих на таких мероприятиях можно чему-то подучиться или подсмотреть какие-то «фишки», то данное событие носит просветительский характер.
Теперь к делу. Дисклэймер: здесь не анализируется бренд, логотип, не оценивается стратегия банка компании, личность выступающего или демонстрируемые продукты. Меня интересует только выступление и работа спикера (-ов)
Что такое выступление, если совсем по-простому: это то, что слышит и видит твоя аудитория. Слышит она идеи, повествование, то есть материал по теме. Видит — поведение оратора, жесты, тело, визуализацию на слайдах. В комплексе складывается общее впечатление.
Начнём с того, что мы услышали в рассказе, то есть проведем анализ контентной стороны
Первым выступает Герман Греф. Он проводит экскурсию по истории компании, переходя по виртуальным декорациям, и ведет рассказ, в котором явно виден прием «объединение»: «Мы вместе прошли через… новую экономику… ужас Великой Ответственной войны. Олимпиаду в Сочи…» Это нужно, чтобы показать близость банка и зрителя.
После того, как общий со зрителем контекст обозначен, задается «проблематика». Она проявляется во фразах про 2020 год, где звучит явный триггер — слово «опасность». Данный прием нужен, чтобы поднять актуальность главной идеи конференции.
Главная идея подается третьей по счету: «Нужен помощник, который высвободит время для жизни… чтобы чувствовать себя защищенным». Виден контраст между «опасностью», которая есть в текущем мире, и «защищённостью», с которой идентифицирует себя банк «Сбер».
И снова о культуре выступлений: хочу отметить простой, понятный язык, без формальных канцеляризмов и длинных конструкций. Конечно, Германа Грефа и так нельзя упрекнуть в том, что он говорит сложно, но надо отдать должное и копирайтерам, и самому спикеру за тренд на человечность в общении.
Немного по касательной, но отдельным пунктом снова про речь. Она звучит искусственно почти у всех. Интонации мне не понравились, т.к. чувствовалось, что публики нет, оратору не с кем говорить кроме камеры. Тут или не читать слово-в-слово, или идти учиться в театральный, чтобы слушалось естественно ????
Динамически выступление построено грамотно — довольно длинная (в сумме будет 13 минут) вступительная часть разбита на 2 подчасти (с 57-й минуты на этом видео). После первых 8 минут вставлен небольшой минутный ролик, затем продолжение вступления еще на 5 минут и финал с повтором главной идеи. Это видео нужно для переключения внимания и небольшого отдыха. Далее — основная часть с другими спикерами и звездами.
Теперь о том, что я видел в части Германа Оскаровича
1. Что «не зашло» — жестикуляция показалась какой-то вынужденной и не к месту используемой. Приведу пример: на 1:00:00 была фраза «самое передовое техническое решение», где вместо поднятого вверх пальца (чтобы обратить внимание на слова «самое передовое») Греф делает движение указательным пальцем вперед (как будто в этом месте журит собеседника словами «я же тебя предупреждал»). И в ряде других мест синхронные жесты обеими руками казались какими-то не своими, словно ты знаешь, что нужно «двигать руками» и заставляешь себя, но не зная как и когда.
2. Паузы расставлены уместно, выглядят натурально, хотя, повторюсь, ударения на значимых словах выполнены процентов на 60.
3. Визуализацию, полагаю, рассматривать не нужно — здесь все на высочайшем уровне и помимо меня есть более сведущие профессионалы, оставлю им эту плоскость.
4. Про звезд и диалоги со спикерами высказываться не буду — это уже стало мемом.
Отдельно хочу сказать про часть Анатолия Попова (он вместе с Пашу ведет речь про сервис оценки бизнеса). Знаю Анатолия, давно вижу его выступления и в очередной раз хочу сказать — он один из лучших бизнес-спикеров на сегодняшний день. Присмотритесь и увидите его энергетику, живой взгляд, как раз-таки уместные и искренние жесты и подвижные интонации.
В завершении — два вывода.
Первый: тренировка и накопленный опыт. Надо отдать должное спикерам за то, что очень трудно выступать на фоне без живой аудитории и играть в выступление на сцене. Без длительной и кропотливой тренировки это невозможно выполнить. Уважение.
Второй — про приемы, которые можно взять к себе в презентацию: триада «контекст — проблематика — главная идея», чтобы поднять актуальность выступления; динамические вставки и разбивка монологов через видео, или другими спикерами, демонстрацией работы сервисов / девайсов; не фокусируемся на том, что жестикулировать «надо» — пусть движения будут редкими, но уместными и своими; простая и человечная речь = успех и легкость восприятия.
Предстоит подготовить спикеров к ответственному выступлению? Назначьте встречу, чтобы обсудить ваши задачи.