5 фраз, которые никогда не услышите
от опытного спикера на конференции

Александр Яныхбаш
«Заговори, чтобы я тебя увидел». Кажется, так говорил Сократ, сидя под оливковым деревом после хорошей порции гироса в обеденный полдень. И правда: иному человеку достаточно выразить какое-либо суждение, как о нем можно что-то сказать, не будучи знакомым. Так и в ораторской среде: есть фразы, которые выдают дилетанта и которые от профессионала вы никогда не услышите. Готовы себя проверить?
1
Надо было предупредить, что будет такой маленький экран — говорит в адрес организаторов конференции, сходя со сцены

Расстроенные чувства и обвинительная реплика спикера вызваны тем, что на слайдах в презентации был мелкий текст и, соответственно, на небольшом экране или на не достаточно четкой плазме слайды были нечитаемыми.

Разумеется, спикеру-дилетанту «все должны»: должны поставить большую ТВ-стену, должны предупредить. Отчасти можно согласиться, ведь бывает, что организаторы ивентов высылают схему зала, технические требования и т. д. В реальности же это в интересах спикера. Спикер-профи не надеется, что о нем все помнят и всё сообщат, он способен и сам узнать информацию, чтобы быть готовым ко всему заранее. И, конечно, при любых размерах экрана никогда не стоит мельчить с текстом на слайдах, но это уже другая история…

Что делать? Заранее писать письмо организаторам с вопросами: какой будет экран, какое разрешение, какой микрофон (ручной, гарнитура или петличка), какая очередность спикеров, можно ли со своим ноутбуком и т. д.
2
Может быть сократить количество слайдов? (фраза произносится в задумчивости после окончания выступления)

Во-первых, дело не в слайдах. Скорее всего, сам объем информации не соответствовал временным возможностям. Слайды — это всего лишь подкрепление идей, которые сообщает оратор устно. И здесь или выбрано слишком много идей, или выбраны идеи-слишком-сложные-и-требующие-времени-на-объяснение. Со вторым вариантом даже проще. Совет простой: тренировать навык объяснения, чтобы данная «большая и сложная» идея была донесена доступно и быстро. Как вы догадываетесь, это приходит с опытом.

Во-вторых, спикер-дилетант отличается от профи тем, что хочет рассказать по максимуму, ведь «все такое важное». Он не умеет отсекать и выделять главную информацию. Зачастую такой инфо-максимализм продиктован желанием показаться умным, завалив информацией зрителей.

Что делать? Начинать всегда не со слайдов, а с информации и идей. Делать раскадровку — черно-белые слайды. Так станет ясен объем материала и количество слайдов.
3
Надо было прорепетировать

Это, пожалуй, классика и ТОП-индикатор непрофессионализма. Аксиома: все профессионалы, все люди, ответственно подходящие к публичным коммуникациям, репетируют. В этом нет ничего постыдного. Репетиция дает возможность услышать речь со стороны, увидеть проблемные места, отследить время (чтобы не произносить фразу № 2). Если ты репетируешь, то не просто запоминаешь материал лучше, но и настраиваешься на выступление.

Что делать? Репетировать. Лучше с тренером или хотя бы живым зрителей из числа коллег/знакомых/родственников.
4
Без слайдов я не могу (фраза звучит, если вдруг погас проектор или попросили спонтанно рассказать о своем проекте)

Плох тот спикер, который не может без слайдов рассказать свою лекцию / продуктовую презентацию / клиентский кейс / подставить другое________. Ключевое слово — «свою». Конечно, ты можешь не знать наизусть все цифры и доли процентов на тридцати трех графиках в презентации. Дойдя до такой информации, спикеру даже лучше бросить взгляд на экран со слайдом. Но если вы обнаружите, что спикер во время презентации замолкает на переходах со слайда на слайд, значит, он не держит в голове последовательность идей и не сможет обрисовать суть хотя бы на верхнем уровне. Говорить, отталкиваясь от "шпаргалки" может только дилетант.

Что делать? Опять же, репетировать. Это поможет знать материал и не зависеть от слайдов.
5
Я прочитаю презентацию (в любом контексте)

Презентации проводят. Читают стихи или лекции. И рэп. Презентация — это процесс общения, двусторонняя дорога, здесь нет «читки». А еще проводят презентацию, потому что ведут аудиторию: через свои идеи, через аргументы, из состояния, А к состоянию Б. Если спикер говорит: «Я прочитаю завтра презентацию», мне становится понятно, как это будет. Скучно, без вовлечения, можно будет посидеть в Фейсбуке или почте.

А что обычно неофиты читают? Конечно, текст со слайдов. Спикер, которому важна аудитория, который готовился, никогда не сольет все свои труды, занимаясь чтением вслух.

Что делать? Поменять мышление: презентация — это не лекция, в ней возможен диалог и контакт с аудиторией. Аудитория сама хочет, чтобы ее «касались».

Прислушайтесь и вы найдете эти фразы в речи некоторых спикеров до или сразу после выступления на конференции. Если до, то смело можете делать ставки на то, что половина зала будет сидеть в смартфонах. Если после, то скупо поаплодируют, вглядываясь в часы и зевая.
Если вам нужно обучить сотрудников или подготовиться к выступлению, свяжитесь со мной, чтобы обсудить план действий.
Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.психол.н.