Один вопрос и одна история. И всё встаёт на место

Как личное отношение к теме помогает спикеру сделать рывок в подготовке
Это было за неделю до конференции «Product Day» (другое название — "Agile Day"). Я был приглашен, чтобы помочь спикерам со сценариями для их выступлений.
В этот раз мы работали онлайн, к тому же по сокращенной схеме: с каждым у нас был один час Зум-консультации, где я слушал спикера и давал обратную связь, или мы вместе накидывали идеи, как улучшить его рассказ о продукте.

Среди выступающих была Ника с презентацией про свой продукт. На первой (и единственной) сессии она показала слайды, бегло перечислила, что хочет рассказывать. Идей было много разных, однако материал показался каким-то фрагментарным, «рваным». Мне не удавалось понять не только главную мысль, но и примеры и связи между ними. Как будто идет перечисление фактов о продукте, о NPS и о пользователях, но что они объясняют или почему именно о них речь — это не было понятно. Зато много вопросов о слайдах, как что оформить, где что разместить… Это вопросы, которые на самом деле лишь маскируют, но не убирают узкие места в рассказе. Время шло, а мы не продвинулись к ясности
Через пару дней мне написала организатор конференции с предложением провести еще один час консультации для Ники. Я был рад, но через 10 минут уже получил новое смс: «Погоди, у нас беда, она хочет сняться с конференции». Наверное, Ника начала испытывать волнение и решила выйти из игры, но ее уговорили, и вот мы снова в Зуме.

Ника сказала, что переработала материал и стала его показывать. Действительно, в ходе прослушивания я заметил качественные сдвиги. И самое главное - стала видна главная мысль: «Мы даем человеку возможность создавать свою собственную выгоду и выбирать, где ее тратить». Далее следовали три поддерживающие блока: ассортимент услуг, сегментация клиентов, персонализация. Все по принципу Минто!
После аудирования я решил взять паузу и отвлечься. Я спросил: «Ника, а где ты сама кайфуешь, когда есть возможность выбора собственных удовольствий?» Ника задумалась на секунду (это была длинная секунда ????) А потом вдохновенно рассказала, что ее хобби - это собирание Lego, что у нее много тематических наборов. А особенно Лего ей нравится тем, что ты всегда можешь собирать не по инструкции, а что-то своё, сочиняя себе то, что ты хочешь. Мы увидели, что эта часть ее личной жизни очень совпадает с тем, о чем она рассказывает в рабочей презентации. Она рассказывала историю так эмоционально, что я не мог не предложить поделиться этим в начале выступления. Ника загорелась и согласилась. Бинго!

Вечером того же дня я был на прогоне на площадке. Мы со спикерами занимались уже другими вопросами: как стоять, куда смотреть, откуда выйти, как держать микрофон… У каждого выступающего было около 15 минут, чтобы прокликать презентацию и немного освоиться на местности.
Вышла Ника. Ее было не узнать: глаза горели, голос звучал. Она говорила энергично, смотрела в зал, а не в экран. Невозможно было не заметить ее отношение, ведь так здорово рассказать про то, что тебя вдохновляет. Конечно, не было и речи, чтобы не выступать. И на самой конференции, она была одной из лучших. В чем секрет? Формула простая: один вопрос в точку + воспоминания о чем-то, что вызывает эмоции + сторителлинг = интересное и ясное выступление, срывающее аплодисменты.
Нужно подготовить спикеров к корпоративной конференции? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачу и спланировать подготовку.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.