Презентации за барной стойкой

Тренинг для бартендеров Diageo
Чем отличается бартендер от бармена? В самом слове «tender» заключается подсказка. Этот тот, кто не просто создает напитки, но еще и ухаживает за гостями бара, создает атмосферу и настроение. Как? Используя свое обаяние и ведя диалог с людьми, сидящими по ту сторону барной стойки.
Летом 2015 пройдет финал конкурса по мастерству бартендеров. И, конечно, выступление на конкурсе — не что иное, как презентация. Разве что зрители — это одновременно и члены жюри, и гости бара.

Компания Diageo, которой принадлежит 8 из 20 самых популярных премиальных марок, решила провести обучение мастерству публичных выступлений для российских финалистов.
Главная задача — сделать так, чтобы презентации были яркими. Не менее яркими, чем коктейли, которые они будут смешивать.
Я придумал концепцию, которая должна была лечь в основу тренинга. Эта концепция, по своей сути, напоминает стадии «ухаживания» бармена за гостем. А для того, чтобы подтвердить свою гипотезу и лучше понять «магию» работы за стойкой, я отправился в один из известных баров Москвы.

С самого начала я стал изучать процесс общения с гостями. Конечно, я и сам активно поддерживал разговор и был вовлечен, но и без этого бармен был отличным ведущим вечера.
В итоге я подтвердил идею: чтобы аудитория была вовлечена и чтобы у людей было хорошее настроение, нужно замиксовать три ингрединета.
Контакт
Подарок
Эмоции

Контакт

Первая задача - включить интерес и поймать на крючок

Захват внимания

С чего начинается любое общение? Даже общение спикера с аудиторией в публичном выступлении? Конечно, с создания первого впечатления и установления контакта. Очень важно «взять аудиторию» и правильно преподнести себя и свое творение перед членами жюри. Поэтому первое, чем мы занялись, это умение «включать» интерес и вовлекать зрителей в свою презентацию.

Это тема, которая называется «захват внимания». Здесь мы собирали различные способы нетрадиционного начала презентации.

Конечно, можно начинать стандартно: «Здравствуйте. Меня зовут Александр, я приготовлю коктейль «Кровавая Джери». Но это скучно. Это никого не цепляет. Конкурсант теряет очки с первых секунд.

Мы придумали около 15 приемов, с которых можно начинать презентацию. Далее тренировались так: участники получали заготовленный мной коктейль (точнее, его фото) и должны были придумать свой способ захвата.

Теперь участники тренинга могут вставлять в свой рассказ и интересные факты, и разрушать стереотипы о коктейлях, и приводить интересные цитаты по теме.

Подарок

Мы все любим слушать интересные истории...

Искусство рассказа

Мы все любим слушать истории. Где-то глубоко в нас заложена программа — «слушай рассказчика». Стоит нам только начать, как собеседник придвигается ближе, откладывает в сторону мобильник и слушает… Ну, а если наша история наделена смыслом или открывает человеку новые знания, это становится для него настоящим подарком.

У каждого бармена есть масса историй про коктейли. А количество литературных произведений, где описан тот или ной рецепт, просто бесконечно. Но! Знать историю и умело ее рассказать — две большие разницы. Для этого мы занялись изучением основ сторителлинга и рассмотрели принципы построения историй.
Пока готовится коктейль, почему бы не рассказать о чем-то? Конечно, это не должна быть история о себе и своих проблемах. Никому не хочется слушать о поломке машины или курсе доллара. Людей больше всего увлекают поучительные истории или рассказы в жанре «Знаете ли вы, что…». Именно сочинением историй мы и занялись на упражнении. Замечу, что это должны были быть истории, в которых обязательно фигурировала барная жизнь — коктейль, бармен, встреча в баре и т.п.

Некоторые истории получились смешными, какие-то — требуют еще практики. Но одна из историй впечатила всех до одного — настолько она была продуманной и драматичной. Оказалось, что в ее основе лежал личный опыт одного из участников. Настоящий «Лет ми спик фром май харт»!

Эмоции

Добавляем презентациям красок!

Артистичность и подача

Бартендеры — ребята, которым нельзя отказать в эмоциональности. Сфера деятельности у них такая. Эмоции по умолчанию. Однако в ситуации соревнования и оценивания растет напряжение и уходит свобода выражения. А это может сказаться на общем впечатлении.

Поэтому мы занялись тренировкой выразительности, играя в актерские упражнения. Мы учились поддерживать контакт с помощью взгляда со всеми гостями за стойкой. Тренировали интонации, выступая в роли актеров «одной фразы». Изучали жесты и работу тела. Барная стойка — это как трибуна у ораторов. Но даже из-за «трибуны» нужно уметь выделяться. Небольшая доля артистизма еще ни одной презентации не помешала.
Но на этом обучение не закончилось. Впереди еще домашнее задание. Участники готовят настоящие коктейли и записывают видео со своей презентацией. И, разумеется, в их задачу входит применение всего, что было на тренинге, только уже в реальных, боевых условиях.
Благодарю за отличный мастер — класс. Меня впечатлил индивидуальный подход и умения адаптировать программу под конкретную задачу. Благодарю за профессионализм и прекрасную атмосферу на ваших группах. Все участники получили новые знания, а самое главное прекрасно провели время. Буду рекомендовать вас своим коллегам. Спасибо.
Константин Саморуков, бренд-амбассадор резервного портфеля Diageo
Лично мне было очень приятно работать с командой. Главное преимущество ребят — это открытость к новому и желание пробовать. Тут мне подумалось, что без желания пробовать они бы не были барменами :) И, конечно, они бы не вышли в финал такого большого конкурса. Спасибо организаторам за обеспечение обучения, а участникам — за атмосферу. Уверен, им будет все по плечу. И на конкурсе, и в баре.
Cheers!
Предстоит ответственная конференция? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.