Ошибки и недостатки презентаций PowerPoint:
психологический анализ

Перевод статьи о результатах исследования.
Авторы: С. М. Косслин, Р. А. Кивит и др.
Редко, но случаются в нашей отрасли настоящие научные исследования. Мы уже знаем про «эффект края» (первичность и недавность воспринимаемого материала), и умеем находить ему применение в презентациях. Держим в уме, что, согласно опросам, зрителей раздражает избыток лишней информации, из-за чего непонятна главная идея выступления. Учитываем психофизиологию, стараясь укладывать выступления в 20 минут, если имеем право, чтобы концентрация внимания аудитории не снижалась. Но вот в 2018 г. появилось большое исследование всего, что связано с Power нашим Point'ом.
Текст исследования вы можете найти по этой ссылке, а наш перевод — по этой. В статье ниже выбрали самое, на наш взгляд, полезное и «вкусное» из исследования и соотнесем это с практикой оформления презентаций.
Если нет времени читать даже перевод, то совсем кратко.
Авторы выделили восемь принципов в оформлении презентаций, влияющих на восприятие (расшифровку), запоминание и понимание визуальной информации, и анализируют, как влияет нарушение этих принципов.

1. Принцип распознаваемости

Два параметра (например, цвета, оттенки серого или размеры) не могут передавать разную информацию, если не имеют между собой достаточной разницы.
Что это значит для презентатора.
Если вы делаете слайды и хотите показать разницу в чем-либо (например, в гистограмме хотите обратить внимание на 2 различающихся параметра среди множества других), то использовать «родственные» цвета, например, бордовый и коралловый (парни, для нас это все — красный, я узнавал - прим. АЯ) будет плохой идеей. Они будут близкими и смысл различия считываться не будет. А вот условный красный и условный зеленый, конечно, будут разными и идея разности будет передана.
С размером всё то же самое: контраст должен быть контрастным.

2. Принцип ограниченной ёмкости

Объем информации, которую люди способны хранить в оперативной памяти, определяется через психологические единицы, такие как группы восприятия, возникающие в силу классических законов группировки восприятия. Мы можем хранить в оперативной памяти не более четырех таких единиц (Cowan, 2001). Тем не менее, каждая из этих единиц, в свою очередь, может содержать четыре единицы — и, следовательно, их иерархическое упорядочивание может повысить нашу способность хранить в уме информацию.
Что это значит для презентатора.
Речь о том, как спрашивают многие, сколько в идеале должно быть пунктов в списке с буллитами. Ответ обоснован выше: четыре. Если же предполагается вложенная иерархия, то и больше, при условии грамотной группировки элементов.

3. Легенда (ключ) затрудняет восприятие

Если убрать необходимость искать обозначения — например, непосредственно подписать нужные элементы на слайде, а не расшифровывать их с помощью ключа — это снизит нагрузку, связанную с обработкой данных (c.f. Sweller, 1999).
О, благодарю авторов за эти слова!
— Александр Яныхбаш
Что это значит для презентатора.
Если вы на слайде используете график или круговую диаграмму, по возможности, размещайте подписи внутри, т. е. рядом со столбцами или с секторами на круге. Если будет легенда и в легенде будет 5+ пунктов, то глазам вашей аудитории придется все время бегать туда-сюда. Это неудобно. Ощутите движения глаз и сравните примеры ниже с легендой и без.

4. Принцип единства в оформлении

Аудитория предполагает, что слова, графика и изменение внешнего вида слайда передают новую информацию
Что это значит для презентатора.
Все просто: в оформлении слайдов все должно быть едино — размер текста, цвет текста, размер заголовков, место для заголовков, цвет заголовков, стиль таблиц, место для логотипа (если уместно), цвет фона, поля, отступы. В общем, всё ???? Если вы используете иконки для оглавления и навигации внутри презентации, то смена иконки обозначит начало нового раздела.

5. Шрифт - это тоже часть дизайна

Старомодный шрифт посылает противоречивые сигналы, если его используют в описании высокотехнологичного устройства.
Что это значит для презентатора.
Это, во-первых, про то, что на восприятие влияет упаковка. Во-вторых, не забывайте, что шрифтом мы можем подчеркивать и усиливать идею, настроение слайда или характер презентации. Сравните ниже 2 варианта одной и той же картинки: очевидно, что к данной иллюстрации с данным посылом подходит шрифт на правом варианте.

Важно отметить, что авторы пишут, что чаще всего нарушаются 3 принципа:


  1. Распознаваемости, когда зрителю трудно видеть разницу между нужными элементами информации
  2. Ограниченное емкости, когда идет информационный перегруз на слайдах
  3. Содержательных изменений, когда новый стиль, используемый в оформлении, внепланово подразумевает что-то новое или важное, на самом деле не являясь таким

Вместо выводов - цитаты из результатов исследования

«Если презентация нарушает тот или иной принцип, это затрудняет процесс обработки информации аудиторией. Поскольку процесс обработки информации затруднен, аудитории трудно воспринимать, запоминать и понимать изложенные сведения — следовательно, можно сделать обоснованный вывод, что презентация несовершенна, имеет недостатки».

«Стоит отметить, что соблюдение принципов и правил, которые мы описали, не гарантирует создания „оптимальной“ презентации. Соблюдение принципов и правил всего лишь гарантирует, что вы не испортите презентацию конкретно этими способами».
Предстоит обучить сотрудников мастерству презентации? Назначьте встречу, чтобы обсудить ваши задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.