Подготовка к публичному выступлению: основные этапы

Рассказываю об основных этапах и методах подготовки публичного выступления. Советы, которыми пользуюсь сам.
Представь всех голыми… Расскажи, о чем собираешься сказать, расскажи, о чем ты говорил… Настройся на общение с ними, словно с друзьями. Эти и многие другие советы о проведении публичных выступлений могут сыграть злую шутку с человеком, который не уделил достаточного внимания проработке материала и содержательному аспекту презентации. В этой статье я поделюсь практическими рекомендациями по работе над контентом, покажу основные этапы подготовки публичного выступления, которые прохожу я со своими клиентами, и раскрою главные методы подготовки и самонастройки.

Основные этапы и методы подготовки к публичному выступлению

1

Стратегическая проработка

Это работа над форматом и генеральной линией речи. Что здесь мы с клиентом делаем? Во-первых, определяемся с тем, какая у нас цель. Я обычно задаю вопрос: «Что вы хотите по итогам от вашего выступления?» Если человек говорит что-то невразумительное «донести информацию», я переспрашиваю и добиваюсь ответа в терминах изменений. Почему это так важно? Пока спикер занимается «донесением», он снимает с себя ответственность. Снижается уровень вовлеченности, это сказывается на искренности и глубине, далее это ведет к тому, что речь становится «проходной», а это не влияет ни на что в конечном итоге. Может нам тогда отказаться от выступления? Если человек хочет что-то «сдвинуть с мертвой точки», на что-то повлиять или что-то конкретное продать, то это сразу настраивает спикера на боевой лад и помогает ему самому не терять главную линию рассказа.

Второе, о чем мы говорим, это аудитория: кто эти люди, что им нужно, что для них важно. Я всегда советую говорить не только о себе и своей компании, а показывать, почему это знание полезно и ценно для зрителей.

И третье, что важно — это понять, какая будет структура речи. Здесь мы со спикером стараемся определить, о чем говорить, чтобы выступая по данной теме в данной аудитории достичь свою цель. Другими словами: о чем он будет говорить и как будет раскрывать тему. На выходе у нас получается или набор стикеров на доске, или список из трех-пяти-семи пунктов на листе бумаги, в которых видны основные точки на маршруте. Эта часть материала касается основной части, однако нужно помнить про начало выступления и заключение (как ни банально). Помните, как в школе на уроках литературы нас учили: должна быть соблюдена композиция. В результате у нас появится целостная структура ораторской речи. Только после того, как мы кратко зафиксировали ключевые слова для вступления, основной части и заключения, мы можем взять паузу.
2

Тактика

Это работа над содержанием, наполнение его идеями. Здесь мы проходим две стадии: заполнение структуры конкретными фразами и формирование аргументации. Убедительность — очень важная характеристика деловой презентации. Тут начинается уже техническая работа: нам нужно записать приходящие на ум идеи, фразы, цитаты, цифры и метафоры. Всего-то. Конечно, это кропотливый труд, проходящий в рваном ритме: то информации под рукой нет и нужно ее поискать, то вдохновения нет, то просто голова не работает после второго часа мозгового штурма. Но вот идеи найдены, какие-то обрывки фраз записаны. Нужно позаботиться об аргументации. Какие риски, если этого не сделать? Можно говорить правильные вещи, но быть голословным и неубедительным. «Наш продукт является лучшим на рынке». В сравнении с кем? Чем докажете? Откуда источники данных? Эти и другие вопросы вам гарантированы. Продумайте, какие данные или примеры из практики вы приведете, на кого будете ссылаться.
3

Финализация

Проводим устную репетицию. Здесь мы со спикером начинаем говорить по своим тезисам. Поначалу речь обрывиста и сбивчива, но в процессе повторов нарабатываются нужные фразы и уходят паузы и слова-паразиты. Стоит заметить, что речевой этикет — это не только поставленный голос и красивые движения оратора, но и логичность и ясность в высказываниях. Кстати, именно сочетание красоты движений и ясности мысли составляют основы ораторского мастерства. Добиться всего этого без репетиций невозможно. Постепенно с запоминанием речи мы обретаем «приятный бонус» — у спикера появляется больше свободы и рождаются интересные стилистические фигуры и выразительные средства, приходят на ум интересные метафоры, которые помогут усилить сказанное. Иногда мы придумываем два варианта начала: стандартное и креативное, когда спикер начинает с оригинального анекдота в тему или небольшой личной истории. Это помогает выделиться на фоне остальных, создает запоминающийся имидж оратора. Спустя время кто-то из зрителей будет разбирать полученные визитные карточки и обязательно вспомнит спикера благодаря его нестандартной публичной речи.
Я описал основные этапы процесса создания выступления. Как вы заметили, мы двигаемся от глобального к детальному и от внутреннего к внешнему. Способы на каждом из этапов я проверил на десятках спикеров, в том числе и на себе. Буду рад, если мои рекомендации помогут и вам на пути создания выступления.
Предстоит ответственная конференция? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.