Почему в презентации нужна проблематизация?

Для чего в выступлении нужна проблематизация, как включить это в продающую презентацию для мотивации слушателей.
Почему проблематизация — это естественный элемент презентаций? Особенно, если они продающие, мотивирующие. Все дело в том, что если вы что-то пытаетесь продвинуть (пусть даже идею, а не какой-то вещественный продукт), важно затронуть желание клиента, нужно сформировать потребность человека это приобрести. Как это сделать? Давайте побудем немного психологами.

Почему вы вдруг понимаете, что срочно нужно что-то купить? Например, мультиварку. Потому, что вы в какой-то момент поняли, что она вам просто жизненно необходима. А все потому, что без нее у вас щи варятся 3 часа, вы вынуждены все это время танцевать возле плиты и т.д. и т.п. Это вам явно не приносит радости. И вот простое решение: взял мультиварку, загрузил овощи, выбрал программу, пошел смотреть сериал.

А теперь о серьёзном

Человек устроен так, что он реагирует на то, что несёт ему угрозу. Такова эволюционная природа. Люди иначе бы не выжили в ходе естественного отбора, если бы не научились реагировать на угрозы. Мы с гораздо большим вниманием обращаем внимание на то, что связано с негативом в нашу сторону. Поэтому если показать человеку, мол, смотри: сейчас у тебя вот тут проблема, вот здесь в бизнесе «дыра», ты тратишь слишком много времени и энергии, а в результате получаешь одни убытки, то будьте уверены, что это не пройдет бесследно.

Многие тут говорят: человек и так знает, что у него есть такая-то проблема в бизнесе, а я еще буду ему на мозоль наступать. Да! И наступайте. Вы сами разве не в курсе, что ложиться спать лучше пораньше, часов в 11 вечера? Знаете. И, я уверен, реально так поступают единицы. И только когда нам врач говорит: «О, голубчик, а что вы хотели — меняйте режим дня», — вот тогда мы сразу предпринимаем меры.

Как вы считаете, такая реклама подействует на водителя машины? 100 процентов, ведь она намекает на угрозу.
Еще раз повторюсь: наша задача — вызвать реакцию. Увидев ситуацию угрозы, человек захочет избавиться от нее. И тут ваш выход: «У нас есть решение. Наша система „ABC“, которая позволяет в считанные минуты…» Далее вы знаете что делать.

Без конфликта, без противостояния чего-то с чем-то (угрозы vs. вашего продукта/идеи/инициативы) не бывает интереса. Как в кино, так и в презентациях. Поэтому все, что вам нужно — это пара «проблема + решение». Покажите, в чем заключается трудность сейчас и в чем может заключаться выход из такой ситуации потом (когда они прислушаются к вашим идеям или станут пользоваться вашим продуктом). Берите на заметку и не бойтесь показывать проблемы, чтобы ваше решение хотели ваши зрители.
Предстоит ответственная конференция? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.