Любой рассказ подчиняется классическим правилам литературы — в основе истории должна лежать базовая схема: экспозиция-завязка-развитие-кульминация-развязка. Публичное выступление имеет свои особенности, но принцип построения сюжета остается тем же — у вас должно быть начало, должно быть развитие и кульминация, и у вас должно быть ясное окончание и выводы — куда двигаться, что делать.
Начало Оно должно быть эффектным — у вас есть всего пара минут, чтобы захватить внимание и увлечь слушателя. Первое предложение должно вводить аудиторию в суть рассказа, но в то же время не раскрывать основной интриги. Самый верный вариант — безотлагательно переходить к сути, действию или проблеме.
Нарастание напряжения и финал Не торопитесь переходить к кульминации — дайте аудитории как следует разогреться. Однако, точно следуйте основной сюжетной линии, не уводите их ко второстепенным вещам. Используйте небольшое введение, опишите причины истории. Затем покажите развитие конфликта или проблемы, чтобы аудитория поняла ваши мотивы.
После этого можно перейти к
кульминации — основной мысли повествования: покажите решение проблемы, перспективу развития, идеал, результат, укажите направление движения. Завершите рассказ небольшим финалом, оставьте открытый вопрос, который побудит аудиторию задуматься о проблеме.
Образы и юмор Не забывайте про эмоциональную составляющую — стройте образы и используйте юмор для переключения внимания и разрядки. Постарайтесь насытить интригующими и забавными элементами первые минуты вашего повествования. Тогда слушателям захочется узнать, что же произошло дальше.
Яркие образы нужны для того, чтобы ваш рассказ запомнился. Кроме того, они сами по себе привлекают дополнительное внимание. Сюда же относится работа с собственным образом — слушатели лучше воспринимают рассказы от первого лица, поскольку склонны персонифицировать себя с героем.
Невербальные сигналы Помимо слов, люди оценивают вас по вашим жестам, мимике, голосу и языку тела. Руки и лицо передают ваши эмоции и способны буквально заразить слушателей. Важные моменты стоит выделять паузами и жестами, интонациями и громкостью, тембром голоса. При этом важно быть искренним и не перебарщивать — ничто так не обесценивает выступление как фальш.
Чтобы аудитория поверила вам — важно транслировать уверенность в своих словах. Дрожь в голосе, излишне длинные паузы, запинки, блуждающий взгляд и скованные позы выдают неуверенного и неподготовленного оратора. Следите за своими жестами и телом, а напряжение снимайте шутками и у вас все получится.
Также вы можете записаться на один из моих тренингов: