Однако не все рассказы способны удержать наше внимание и перенести нас в мир персонажей.
Чтобы выяснить, почему это происходит, мы провели еще один опыт, в котором участникам предлагали посмотреть видео, где мальчик и его папа были засняты во время посещения зоопарка. Следует заметить, что запечатленный камерой малыш действительно страдал от рака, и сейчас его уже нет в живых, а мужчина и правда был его отцом. На видео из зоопарка нет никаких упоминаний о раке или смерти, однако видно, что на голове у Бена нет волос, а отец называет его «чудо-мальчик».
Структура этого сюжета прямолинейна, в ней нет постепенного нагнетания напряжения, как в предыдущей видеозаписи. Малыш с отцом смотрят на жирафа, потом Бен убегает вперед, чтобы посмотреть на носорога, папа его догоняет. Мы не знаем, почему смотрим это видео, мы не понимаем, что должны из него вынести.
Люди, просматривавшие это, уже на середине начинали отворачиваться. Ограниченный ресурс внимания иссяк, и вместо того, чтобы смотреть в экран, человек начинал рассматривать помещение или думать о том, что купит в продуктовом магазине после того, как эксперимент закончится. Показатели психологического возбуждения слабели, перенесения не происходило, эмпатический отклик не наступал. Кроме того, по окончании эксперимента участвующие в нём не выражали желания передать средства на благотворительность.
Эти данные подтверждают мнение отдельных теоретиков-нарратологов о существовании универсальной структуры. По мнению этих ученых, у каждой увлекательной сюжетной линии есть особое построение, которое называется драматической аркой. Обычно повествование начинается с чего-то нового и удивительного, нагнетает напряжение с помощью трудностей, которые должен преодолеть персонаж. При этом последние часто вызваны каким-то кризисом или неудачей в прошлом, а затем всё идет к кульминации, в ходе которой персонаж заглядывает в себя, чтобы измениться и найти силы преодолеть надвигающуюся катастрофу. И вместе с этим превращением происходит разрешение всего.
Это еще одна причина, почему мы смотрим в ту сторону, где произошла авария. Может быть, человек, который выжил, сделал что-то особенное, что спасло ему или ей жизнь. Или водитель совершил ошибку, имевшую трагические последствия. Нам обязательно нужно получить эту информацию.