Перевод статьи «Как истории влияют на мозг»

Научный подход к вопросу о том, почему люди реагируют на истории
Пол Дж. Зак

Исследование Пола Зака раскрывает, каким образом истории формируют наш мозг, сближают незнакомцев и побуждают нас быть более щедрыми и отзывчивыми.

Бен умирает

Эти слова произносит, глядя в камеру, его отец. В это время мальчик играет на заднем плане у него за спиной. Малышу два года, и он не знает, что у него опухоль головного мозга, и ему осталось жить всего несколько месяцев.

Отец Бена говорит о том, как ему трудно сохранять рядом с сыном позитивный настрой, ведь ему хорошо известно, что будет дальше. Но все же он решает, что необходимо отыскать в себе силы и искренне радоваться каждому новому дню — ради мальчика, до его последнего вздоха.

В этом рассказе каждый может найти для себя что-то близкое. Невинная жертва трагических обстоятельств и защитник, который хочет исправить причиненное зло, но для этого должен сам совершить над собой усилие и измениться к лучшему.

Недавно проведенный анализ показывает, что мотив «путешествие героя» лежит в основе как минимум половины голливудских фильмов, а также огромного количества художественных и научно-популярных произведений. Кроме того, эта структура прослеживается в большинстве наиболее популярных конференций TED.

Чем нас так привлекают истории?

Моя лаборатория посвятила несколько лет поискам ответа на этот вопрос. Почему рассказы могут довести нас до слез, изменить наше отношение, мнение и поведение, и даже вдохновить нас, каким образом повествования влияют на нашу мозговую активность, нередко меняя нас к лучшему? Вот что мы выяснили.

Почему нам нравятся истории

Прежде всего, дело в том, что люди — социальные существа, регулярно вступающие в контакт с незнакомцами, а рассказ — это эффективный способ передать важную информацию и систему ценностей от одного индивидуума или сообщества к другому. Сюжеты, затрагивающие какие-то струны, вызывающие эмоциональный отклик, сильнее влияют на нас, а значит, лучше запоминаются, чем простой набор сухих фактов.

Представьте это как своего рода «эффект ДТП». Проезжая мимо места, где произошла авария, вы не можете удержаться, чтобы хоть одним глазком не посмотреть в ту сторону. Разумеется, вы не собираетесь праздно глазеть на пострадавших. Но механизмы мозга сообщают, что там, возможно, есть нечто ценное и поучительное. Мы каждый день садимся за руль, однако дорожные аварии видим не так часто. Именно поэтому мы инстинктивно вытягиваем шею, проезжая мимо места аварии.

Чтобы понять, что происходит в этот момент в голове, мы изучили мозговую активность людей, которые смотрели «Историю Бена». На основании полученных результатов создали прогнозирующую модель, которая объясняет, почему после просмотра видео около половины участвующих в эксперименте перечисляют средства в благотворительные организации по борьбе с детским раком. Мы хотели узнать, отчего у одних людей этот рассказ вызывает отклик, а у других — нет, и как создавать сюжеты, волнующие слушателей.

Мы обнаружили, что у эффективного повествования есть два ключевых свойства. Первое, оно должно привлечь и удержать наше внимание. И второе, оно «переносит» нас в мир персонажей.

Что влияет на эффективность?

Любой голливудский сценарист скажет вам, что внимание — быстро истощающийся ресурс. В любом кинофильме, телесериале или книге всегда есть «крючки», которые заставляют вас перевернуть страницу, не дают переключиться на другой канал во время рекламной паузы или уйти из кинотеатра.

Ученые сравнивают внимание с лучом прожектора. Им можно осветить лишь небольшое, ограниченное пространство. И если это пространство окажется не слишком интересным, луч прожектора начнет блуждать и гаснуть.

Работа такого прожектора требует больших энергозатрат со стороны организма, поэтому мы используем его экономно. Вы вполне можете вести автомобиль и в то же время разговаривать по телефону и слушать музыку. Когда фокусирование пригашено, вы можете обрабатывать одновременно несколько потоков информации. Но ровно до тех пор, пока машина перед вами вдруг не затормозит — тогда ваш прожектор немедленно вспыхнет во всю мощь, и вы полностью сконцентрируетесь на том, чтобы избежать аварии.

С точки зрения рассказа лучший способ поддерживать внимание аудитории — постепенно нагнетать напряжение. Именно это происходит в сюжете. Сможет ли папа сохранять присутствие духа в последние недели жизни сына? Из каких внутренних ресурсов он будет черпать силы, чтобы поддерживать умирающего Бена?

Этот рассказ привлекает нас, поскольку интуитивно мы понимаем, что тоже можем столкнуться с нелегкими задачами, и нам нужно быть готовыми к подобным испытаниям. Концентрация его создает в голове сигналы возбуждения: ускоряется сердцебиение и дыхание, высвобождаются гормоны стресса, мы сфокусированы на возникшей задаче.

Если сюжет завладел нашим вниманием на достаточно долгий срок, мы можем начать эмоционально откликаться на события, происходящие с ее персонажами. Нарратологи зовут это перенесением. Именно это происходит, когда вы со вспотевшими от волнения ладонями смотрите, как Джеймс Бонд сражается с негодяем на крыше несущегося вперед поезда.

Перенесение — удивительное свойство нервной системы. Мы смотрим на мерцающий экран, нам известно, что все это выдумка, но эволюционно старые отделы нашего мозга воспроизводят эмоции, которые, как мы считаем, должен иметь в этот момент Джеймс Бонд. И мы тоже начинаем испытывать их.

Как соединяются разумы

Эмоциональная имитация — основа эмпатии, она чрезвычайно важна для человека как для социального существа, поскольку позволяет быстро оценивать, какие люди нас окружают: злые или добрые, угрожающие или не представляющие опасности, враги или друзья.

Этот механизм обеспечивает нашу безопасность, а кроме того, позволяет быстро формировать отношения с более широким кругом представителей своего вида, чем у любого другого животного. Способность быстро формировать отношения позволяет людям вступать в широкомасштабное сотрудничество, результатом которого становится строительство огромных мостов и полеты в космос. Узнавая о ком-то, откуда человек родом, чем он занимается, что у вас может быть общего, вы завязываете с ним отношения.

Согласно нашим исследованиями, нейрохимическим элементом, отвечающим за эмпатию и перенесение негатива, является окситоцин. Моя лаборатория первой провела исследование, посвященное его влиянию на поведение человека, и доказала, что при выработке гормона люди становятся более благонадежными, щедрыми, милосердными и сострадательными. Я назвал его «молекулой морали». Другие называют его гормоном любви. Известно, что окситоцин делает нас более восприимчивыми к возникающим вокруг социальным сигналам. Во множестве ситуаций социальные сигналы побуждают нас помогать другим людям, особенно если те явно нуждаются в этом.

Почти все люди, которые смотрят в нашей лаборатории рассказ о Бене — а они одновременно фокусируются на сюжете и выделяют окситоцин — после этого жертвуют часть своего заработка от участия в эксперименте на благотворительность. Они делают это совершенно добровольно.

Это особенно удивительно, поскольку деньги, предположительно, должны компенсировать участникам эксперимента час потраченного времени и постановку двух катетеров для забора крови из вены, с помощью которого мы измеряем биохимические изменения, управляющие мозгом.

Как мы учимся с помощью историй

Однако не все рассказы способны удержать наше внимание и перенести нас в мир персонажей.

Чтобы выяснить, почему это происходит, мы провели еще один опыт, в котором участникам предлагали посмотреть видео, где мальчик и его папа были засняты во время посещения зоопарка. Следует заметить, что запечатленный камерой малыш действительно страдал от рака, и сейчас его уже нет в живых, а мужчина и правда был его отцом. На видео из зоопарка нет никаких упоминаний о раке или смерти, однако видно, что на голове у Бена нет волос, а отец называет его «чудо-мальчик».

Структура этого сюжета прямолинейна, в ней нет постепенного нагнетания напряжения, как в предыдущей видеозаписи. Малыш с отцом смотрят на жирафа, потом Бен убегает вперед, чтобы посмотреть на носорога, папа его догоняет. Мы не знаем, почему смотрим это видео, мы не понимаем, что должны из него вынести.

Люди, просматривавшие это, уже на середине начинали отворачиваться. Ограниченный ресурс внимания иссяк, и вместо того, чтобы смотреть в экран, человек начинал рассматривать помещение или думать о том, что купит в продуктовом магазине после того, как эксперимент закончится. Показатели психологического возбуждения слабели, перенесения не происходило, эмпатический отклик не наступал. Кроме того, по окончании эксперимента участвующие в нём не выражали желания передать средства на благотворительность.

Эти данные подтверждают мнение отдельных теоретиков-нарратологов о существовании универсальной структуры. По мнению этих ученых, у каждой увлекательной сюжетной линии есть особое построение, которое называется драматической аркой. Обычно повествование начинается с чего-то нового и удивительного, нагнетает напряжение с помощью трудностей, которые должен преодолеть персонаж. При этом последние часто вызваны каким-то кризисом или неудачей в прошлом, а затем всё идет к кульминации, в ходе которой персонаж заглядывает в себя, чтобы измениться и найти силы преодолеть надвигающуюся катастрофу. И вместе с этим превращением происходит разрешение всего.

Это еще одна причина, почему мы смотрим в ту сторону, где произошла авария. Может быть, человек, который выжил, сделал что-то особенное, что спасло ему или ей жизнь. Или водитель совершил ошибку, имевшую трагические последствия. Нам обязательно нужно получить эту информацию.

Как истории соединяют нас с незнакомцами

Мы также изучили, каким образом истории побуждают нас, подобно персонажам, о которых идет речь, заглянуть в себя и измениться в лучшую сторону.

Те, кто сделал благотворительное пожертвование после просмотра видео о Бене, демонстрировали более высокий уровень эмпатии и заботы о других и в целом были счастливее тех, кто не сделал пожертвования. Это говорит о существовании положительного «замкнутого круга», в котором мы сначала вступаем в эмоциональный контакт с другими людьми, затем испытываем желание им помочь, и в результате ощущаем радость и удовлетворение. Многие философские и религиозные учения поощряют заботу о ближних, а наши исследования объясняют, почему эти традиции продолжают влиять на нас сегодня. Они резонируют с высшими отделами мозга, которые связывают социальное взаимодействие с удовлетворением.

Также важна форма нарратива. Теоретик-нарратолог Маршалл Маклюэн в 1960-х годах произнес знаменитую фразу: «Средство коммуникации и есть сообщение», и мы обнаружили, что с точки зрения нейропсихологии это тоже верно. Видео, в котором отец малыша общается с ним перед камерой, дало более высокие результаты концентрации внимания и создания эмпатического перенесения у испытуемых, чем эксперимент, в ходе которого участники сами читали слова отца ребенка с листа. Хорошая новость для создателей голливудских фильмов. Кроме того, это объясняет, почему мы редко плачем над книгами, и на порядок чаще плачем во время грустных моментов в кино.

Какое значение это имеет лично для вас?

Мы использовали полученные данные для анализа сюжетов, целью которых было стимулировать положительные поведенческие изменения. В ходе недавно проведенного эксперимента участникам предлагали просмотреть 16 роликов социальной рекламы, созданных в Великобритании различными благотворительными организациями. В них говорилось о том, как опасно управлять автомобилем в нетрезвом виде, набирать за рулем смс и употреблять наркотики. О степени воздействия роликов мы судили по размерам последующих благотворительных пожертвований.

В одной из версий эксперимента мы вводили участникам синтетический окситоцин (интраназально, препарат достигал мозга в течение часа). Участники, получившие лекарство, перечисляли больше денежных средств в адрес большего количества организаций (на 56% и 57% соответственно), чем те, кто имел вместо этого препарата плацебо. Первая категория также продемонстрировала более устойчивое эмоциональное перенесение в сюжет социальной рекламы. И самое главное, эти люди сказали, что менее склонны к опасному поведению, о котором шла речь в рекламе.

Итак, отправляйтесь в кино, смейтесь и плачьте. Это полезно для вашего мозга, и может подвигнуть вас на положительные перемены в своей судьбе и жизни окружающих.
оригинал статьи

Хотите научиться рассказывать увлекательные истории? Приходите на тренинг «Лет ми спик фром май харт».
Предстоит ответственная конференция? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.