Отзыв на "Презентация в стиле дзен", Гарр Рейнольдс

Рецензия на одну из моих любимых книг о дизайне презентаций
«Презентация в стиле дзен». Одна из лучших книг, выходивших по теме презентаций! Она пропала с книжных полок года 3 назад и вот теперь снова издательство «МИФ» выпускает ее.

Если точнее, это вторая реинкарнация, дополненная по сравнению с первым выпуском, который мне удалось почитать в электронном виде несколько лет назад. Тогда книга перевернула мое восприятие темы слайдового дизайна.

И вот я узнаю, что в начале 2015 года выходит вторая, я прыгаю от радости и… через 9 месяцев я снова ее читаю. Хотя, казалось бы, все, что уже написано, мной изучено, но тут как с художественной литературой. Читаешь второй раз и видишь какие-то идеи по-новому.

Три главные достоинства книги

Первое: огромное количество примеров. Страницы просто изобилуют различными примерами с картинками. Автор сделал огромную работу — составил десятки изображений, чтобы показать наглядно свои идеи. Особенно классно, что можно видеть слайды «до» и «после» — их изначальный вид, и ошибки, и переделанный вариант в стилистике Рейнольдса. Кстати: пропагандируемый автором стиль — это «дзен-дизайн». Лучше прочитать книгу, чтобы понять, почему «дзен», но если вкратце, то дизайн презентаций как и дзен-философия имею общее понятие — простота.

Уверен, многим прямо сейчас предстоит готовить какую-нибудь презентацию. На этой неделе, через месяц — не важно. Так вот: просто берите картинки из книги, читайте главную идею слайда (чтобы понимать, что автор здесь хочет сказать) и пытайтесь повторить визуальные ходы по своему контенту. Используйте тот же фон, цвет, шрифт, расположение текста на изображении. Имитируя/копируя стиль, будет эффективнее понять, как работает дзен-дизайн.

Второе: в этом издании Гарр дает очень верные установки. Он старается привить «правильное» мышление относительно слайдов. Это крайне важно в обучении! Приведу пример. Многие считают, что нужно обязательно умещать максимум информации на изображении (почему-то в головах людей сидит мысль, что меньше картинок — это лучше!). Но это как раз и есть неверное мышление. Думать нужно не количеством слайдов, а идеями, которые понятны аудитории.

Если мы все сваливаем в кучу, аудитория не понимает, что на слайде важное, с чего начинать смотреть, а иногда вообще, увидев «свалку», люди просто отключают свое внимание. Поэтому правильным будет какую-то сложную идею разнести на несколько картинок, сделав каждую из них проще и понятнее. Так, на странице 130 Рейнольдс приводит пример, где дает изначальное изображение, а затем показывает, как можно сделать из этого непонятного слайда 4 понятных. Посмотрите и убедитесь сами!

Третье: Гарр Рейнольдс освещает максимум вопросов, связанных с презентациями. Он объясняет, как работать с цветами, какие шрифты бывают и как они совмещаются друг с другом, он рассказывает про работу с данными, использование видео, оформление иллюстраций (пожалуй, один из самых главных элементов слайда в дзен-стилистике). Он объясняет многие вещи в связке с особенностями восприятия и работой нашего мозга. Более того, в издании приведены советы других всемирно известных мастеров. Это делает книгу еще более полезной.

Резюмирую.
Данное произведение — одно из самых интересных и полных изданий по дизайну презентаций (его хорошо дополняет другое пособие автора «Обнаженный оратор» — про выступления). Я бы рекомендовал это всем, кто хотя бы раз в год проводит презентацию — так хорошо книга учит правильному мышлению относительно выступлений и настолько полезные советы дает Гарр. Купите ее или подарите кому-нибудь, кто часто произносит речи. Это отличный презент и хороший помощник!
P. S. Спасибо издательству «МИФ» за то, что прислушались к моему мнению по поводу выпуска этой книги и даже разместили мой отзыв на задней обложке.
Предстоит ответственная конференция? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.