Отзыв на "Искусство объяснять" (Ли Лефевер)

Книга для тех, кто... да она каждому пригодится!
Мне не понаслышке знакома такая ситуация: представитель отдела по работе с персоналом говорит: «У нас замечательные, талантливые специалисты. Они прекрасно знают технологию и продукт, но рассказать клиенту или широкой аудитории о нем не могут. Получается или скучно, или сложно».

Это чистая правда, которая особенно характерна для ИТ-компаний, банков и консалтинга. Но теперь есть «волшебная пилюля», которая поможет таким сотрудникам объяснять на хорошем человеческом языке! Спасение содержится в книге «Искусство объяснять» Ли Лефевера. Расскажу о самых, на мой взгляд, заметных идеях в ней.

Во-первых, конечно, главная метафора, проходящая красной линией через всю книгу, — расположение людей на шкале алфавита от A к Z. Ближе к полюсу Z находятся люди, которые глубоко погружены в тему. Это те самые талантливые специалисты, которые понимают друг друга с полуслова, которые используют аббревиатуры, заменяющие им целые предложения. Это люди, которые зачастую даже не могут понять, как можно не понимать то, о чем они говорят! Знакомо, не правда ли? Ближе к полюсу, А находятся «непосвященные» или просто те, кто мало знаком с темой, технологией, терминами… И между первыми и вторыми пропасть непонимания. Автор ставит вопрос: как сделать так, чтобы одни понимали других? Лефевер рассказывает, что может в этом помочь обеим сторонам и как объяснять доступно и просто.

Во-вторых, автор показывает важность контекста для создания связей между тем, что мы описываем, и реальностью. Отдельно хочется отметить то, что в издании уделяется пристальное внимание сторителлингу: чтобы объяснить что-то, можно прибегнуть к истории. Хочется написать caps lock’ом эти слова! И, конечно, проблематизация (хотя Лефевер не называет это так, но речь идет о том, чтобы показать существующую проблему или «отчаяние»).

В-третьих, информация из книги может быть применима и в текстах, которые мы пишем, а не только в презентациях или деловом общении. Более того, я увидел огромный пласт потенциальных читателей этого издания — это специалисты из тех же ИТ или консалтинговых компаний, которые проводят обучение после внедрения своих продуктов (например, внедрение SAP-модулей и обучение клиентов по работе с ними). Вот для кого эта книга точно должна стать настольной!

Резюме

Она вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» и выполнена в уже традиционном квадратном формате (да, с матовой бумагой, что очень удобно). Читается легко, в ней полно историй из практики автора, также много ссылок на видео-объяснения, которыми он занимается. В общем, не пожалеете, я уверен!