Заблуждения и мифы о публичных выступлениях

Пять заблуждений, которые мешают людям выступать хорошо
Наверное, нет такой отрасли в мире, вокруг которой не складывались бы мифы или стереотипы.

Принято думать, что актеры живут в блеске софитов. А еще с ними трудно бывает в общении, потому что не знаешь доподлинно, когда человек искренний, а когда — играет. А про предпринимателей многие считают, что бизнесмен — человек, который предоставлен сам себе, что он работает мало, зарабатывает много. Конечно, я беру самые крайние и специально утрированные инфантильные мнения.

Вокруг публичных выступлений и презентаций тоже есть несколько заблуждений, которые некоторые люди разделяют, не подвергают сомнению и… из-за этого или не достигают нужного результата, или разочаровываются. Разберемся с этими заблуждениями.

#1. Нужно смотреть на одного зрителя в зале

Идеально, если он — ваш знакомый. Вы устанавливаете с ним визуальный контакт и далее дело в шляпе. Вы не волнуетесь, а также есть ощущение, что работаете с залом.

Что можно сказать, говоря о правде: такой совет — одно из самых частых заблуждений (если не сказать «вредный совет»). Потому, что не всегда в вашем зале будут знакомые. Не всякому зрителю понравится, если вы будете смотреть на него и только на него (уже через 3 минуты он заёрзает с мыслью, что у него что-то с прической). И, конечно, любая аудитория — это аудитория не слепых людей, так что когда они увидят такую "работу для одного", спикера ждет «отключка» 90% зрительного зала.

#2. Считай до десяти и смотри на зрителя

Другой «вредный» совет, который очень любят люди, касается счёта. Но, друзья, как можно говорить и считать одновременно? И при этом ни оговориться, ни в счете сбиться. Ну хорошо — можно. А что будет, если я досчитаю до 8 и отведу глаза? Кто-то в зале это заметит? Кто-то меня проверяет в плане счета? Абсурд же. Лучше концентрируйтесь на охвате всего зала и на качестве связи, чем на формальных секундах.

#3. "Я никогда не репетирую"

Я тоже в годы студенческой самодеятельности всяких КВН-ов не любил репетировать. Казалось, что я раньше времени открываю свои «фишки». Я ждал куража на самой премьере.

Но только спросите стендап-комиков, актеров, ведущих, тренеров и профессиональных спикеров — всё это говорящие профессии. Все профессионалы репетируют. И оставляют в стороне свой комплекс новизны и свежести ради того, чтобы разглядеть узкие места и проблемы. А это возможно только через прогоны.

#4. Оратором нужно родиться

О-о, а это едва ли не самый главный миф. Иерарх среди мифов :-)

Так любят говорить те, кто или в себя мало верит, или раньше времени сдается. Мне приходится иметь дело с разными людьми, из разных сфер, с разным опытом и разным темпом. Да, не скрою, что есть косноязычие (вероятно, человек мало читал в детстве), есть монотонность (иногда причина находится в темпераменте), есть отсутствие «привычки» быть на виду (опыта не хватает). С кем-то путь занимает пару недель, а кто-то идет год. Но освоить навык (а выступление — это навык и набор приемов) возможно! Главное — это упорство и настойчивость на пути к цели.

#5. «Я NN лет в отрасли — выеду на классе»

Часто от очень опытных и важных специалистов можно услышать эту фразу. Так они оправдывают отсутствие подготовки или внесения изменений в свои презентации. Увы, такое часто можно видеть у лекторов, которые перестали держать руку на пульсе и читают уже по инерции (грустный смайлик). И в бизнесе такая картина бывает: с одной и той же презентацией спикер ездит и к металлургам, и к креативным пиарщикам, и к студентам. И на полуторачасовое выступление, и на пятнацатиминутку. Скажем прямо: многим просто лень.


И ни структура, ни примеры, ни уровень глубины, ни слайды — ничего не меняется. В итоге презентация «усредненная» для всех, да и результат — средненький. Вряд ли нужен такой результат.

В чем я вижу выход?

Начать менять свое отношение. Сперва нужно перестать надеяться на авось. Перестать думать, что можно выехать чисто на классе и опыте (при всем моем уважении к опыту человека). Не лениться и готовиться. Не стесняться и просить помощи коллег или тренеров, чтобы те послушали и дали рекомендации. Дальше уже дело спикера — слушать и что-то изменять или нет.

Надеюсь, что вы не разделяете эти заблуждения, как и я. А это значит, что вы репетируете и постоянно поддерживаете навык в тонусе.
Нужно обучить коллег навыкам онлайн-презентации? Назначьте встречу, чтобы обсудить ваши задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.