Анализ парного выступления

Как правильно спикерам работать в паре
Иногда ко мне обращаются за подготовкой парного выступления. Это может быть или питч на демо-дне, или выступление на профильной конференции. Ранее я уже писал о пяти причинах, почему нужно дважды подумать, прежде чем выступать в паре. Сегодня я хочу разобрать пример образцовой партнерской работы на сцене.
Смотрим видео, потом мои комментарии .

Разберем сначала содержательную сторону выступления. Что заложено в сценарий:

  1. Вступление с вопроса «Как часто вы смеетесь на работе?». Это прием «риторический вопрос», это 2-в-1: он нужен для включения внимания и погружения аудитории в тему. Классика.

  2. Следом за вопросом с паузой следует рассказ про исследование. Люди любят рассказы про исследования. Мы уже привыкли и как будто превкушаем, что если речь пойдет про исследование, то в следующую минуту будет что-то любопытное и неожиданное. Иначе зачем рассказывать в самом начале про очевидные результаты?

  3. Шутка про вариант ответа на опрос «Почему я должен смеяться — я же изучаю глобальное потепление». Три приема — и это 24-я секунда презентации. Будьте уверены, что девушки приковали внимание аудитории к себе.

  4. Далее спикеры погружают нас чуть глубже в контекст, но уже спустя минуту заложена еще одна шутка (про возраст 80 лет, когда люди смеются снова чаще).

  5. Классное представление себя: «Мы обе выполняем миссию вернуть юмор обратно». Это разновидность самопрезентации, когда мы говорим не о фактах своей деятельности (10 лет в отрасли, 100 клиентов, 1000 магазинов по все стране и т. п.). Мы представляемся через ценность или смысл деятельности. Не всегда уместный способ, но в ряде случаев имеет место быть.

  6. Далее следует более спокойное повествование, в котором девушки говорят про статистику влияния смеха на продажи, мотивацию членов команды и т. д.

  7. Ближе к концу звучит история-кейс про переговоры с русским министром иностранных дел и брошью в виде большого жука. История помогает доносить нужный месседж, а также удерживать внимание аудитории.

  8. Выступление завершается несколькими советами использование шуток в коммуникациях: TED невозможен без просвещения и полезных советов со сцены.

Что в поведении спикеров и где «фишки» парной работы

  1. Обратите внимание: когда говорит одна девушка, вторая 90% времени смотрит на нее. Почему это важно: она, во-первых, следит за партнером, чтобы не возникло ненужной паузы, когда она закончит свою часть. Во-вторых, она самим своим взглядом показывает зрителям направления их внимания.

  2. Отсутствие лишних движений и суеты на фоне. Когда спикер заканчивает свою часть, он как бы уходит на второй план. Но не обязательно делать для этого шаг назад. Достаточно перестать двигаться и жестикулировать. Минимум фоновых движений помогают первому спикеру сосредотачивать внимание на себе.

  3. Интересное, хотя и немного спорное действие: слишком частая смена спикеров. На мой взгляд, слишком короткие реплики. Понятно, что на TED нельзя без репетиций, но такой «частокол» уж точно выдает вымуштрованную подготовку и заученность рассказа наизусть. Есть какая-то ненатуральность в этом, imho.

  4. Обратите внимание, что кликер для управления слайдами только у одной девушки. Это по умолчанию подразумевает, что они достаточно тренировались, чтобы один из двух участников досконально знал, где какой слайд не только у себя, но и у партнера в речи.
Предстоит провести презентацию? Назначьте встречу, чтобы организовать репетицию и отлично подготовиться.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.психол.н.