Как работать с форс-мажорами в презентациях. Часть 1

Почему это важно и первая техника реагирования
Интересная закономерность: чем чаще ты начинаешь выступать, тем статистически чаще начинают случаться форс-мажоры на выступлениях, но тем больше накапливается опыта и умения на них реагировать. Почему внештатные ситуации опасны и почему с ними стоит уметь работать?
Я проводил опрос по друзьям и клиентам, которые регулярно выступают. Вот три наиболее частых причины, почему форс-мажор спикеру мешает.

1. Потерял настрой

Многие спикеры от внезапности ситуации просто сбиваются и впадают в ступор. Напомню: форс-мажор (далее — ФМ) — это, по определению, событие, наступление которого мы не в состоянии предугадать. Да, ты можешь знать, что теоретически может сломаться проектор, но ты не можешь быть уверен, что это случится у тебя в следующий вторник на конференции «Х». Но вот всё-таки это случилось (не обязательно проектор — это еще ерунда, — прим. АЯ). Многие спотыкаются психологически, теряют мысль и теряют — что еще важнее — «ноту» уверенности. Далее начинается цикл: я сбился — зрители заметили, как я сбился — я увидел, что все увидели — я от этого затормозился еще сильнее. Этот прессинг мешает вернуться к делу и продолжать продающую встречу, вдохновляющую речь, отчет перед акционерами…

2. Репутация и имидж

Одно дело, когда презентация проходит внутри компании, перед коллегами, другое — если это большое мероприятие, например, релиз продукта, приветственная речь директора или что-то большое и официальное. Иногда факап будут обсуждать активнее, чем продукт. В ряде случаев репутация имеет большое значение, поэтому нужно уметь «держать удар»

3. Собственная уверенность и удар по самооценке

Если человек попал в ФМ, но не смог грамотно выйти из ситуации, может случиться та самая «травма», которая ведет к снижению уверенности в моменте и к прокрастинации задачи в будущем. Спикер начнет избегать повторения возможных внештатных случаев, разумеется будет бояться выступать. Спикеры, которых я опрашивал, на вопрос «Что ты чувствовал, когда умело отработал (-а) ФМ?», отвечали «Я чувствовал (-а), что я — молодец». Это про самооценку.

Как работать с форс-мажорами?

Можно идти эволюционно — учиться на своих ошибках, выступать, накапливать опыт и наращивать броню. Но можно освоить некоторые приемы, позволяющие грамотно выходить сухим из воды, то есть отрабатывать ФМ и не терять очки, а даже набирать их в удачном случае. Одним из таких приемов является «Проговаривание и признание ситуации». Разберемся, как это работает через пример с министром С. Лавровым.
Как видите, ситуация отработана на 100%. Что сделал Сергей Лавров? Просто признал произошедшее. Констатировал: споткнулся. Точка. Небольшая пауза. В голосе нет ноты извинения или ужимки «Ой, что-то я споткнулся». Просто: споткнулся.

В психотерапии используется термин «присвоение». Ты проговариваешь то, что ощущаешь или о чем думаешь. В ситуации ФМ спикер через такое присвоение показывает, что он видит произошедшее и что произошедшим он управляет, а не наоборот.

Далее после проговаривания произошедшего министр продолжил: «Правда, не на дипломатическом фронте, а на ступеньках». Это уже вторая часть реагирования. Лавров после паузы прибегнул к другому значению слова «споткнулся» и обыграл его в слегка юмористическом ключе. Бинго!

Итак, алгоритм реагирования:

  1. Признать произошедшее, констатировать (без эмоций).
  2. Выдержать паузу, чтобы дальше спокойно продолжить или хотя бы выиграть время, чтобы придумать продолжение.
  3. Или на этом остановиться, хотя, конечно, выглядело бы странно.
Или ситуацию обыграть и попробовать ее привязать или к теме выступления, или к себе лично, или к любым возникающим ассоциациям.
В следующей статье разберем, как можно эффективно утилизировать ФМ и сделать частью своей презентации. А еще разберемся с классификацией внештатных спикерских ситуаций, чтобы понимать, к чему можно подготовиться, а что — чистый форс-мажор.
Хотите обучить сотрудников технологии сторителлинга? Назначьте встречу, чтобы спланировать программу развития.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псих.н.