Онлайн-марафон в ESET

Онлайн-курс, который не по силам Инстаграм,

Или как организовать гибридное обучение с результатом для сотрудников

Одним из самых давних моих клиентов является компания Eset, которая занимается антивирусами и защитой информации. Более 7 лет мы проводим тренинги по выступлениям и продающим презентациям, и персональные репетиции, и подготовку внутренних методистов компании. Как видно, у них довольно разнообразная презентационная жизнь.

Задача

В начале 2020 года, когда пандемия еще шла широко и повсеместно, поступил запрос на онлайн-формат, причем именно на марафон. Причин две: важно было учиться не столько удаленно, сколько массово и удобным для получения информации способом.

Онлайн как новая норма

За 2020−2021 годы мы — тренеры — хорошо освоили тренинги в онлайне, несмотря на помехи и расстояние. В дистанционном формате изначально было 2 подхода: синхронный, когда все учатся в одно время (в Zoom или на вебинар-платформе), и асинхронный.

Преимущество первого в том, что тренер лучше контролирует процесс, помогает отстающим «догонять» непонятный материал, отвечает на вопросы. Но в синхроне, как и в офлайн-тренинге, есть лимит на количество учащихся, переходя через который снижается порция внимания каждому и, соответственно, глубина освоения и результат.

Асинхрон, очевидно, удобен тем, что ты потребляешь информацию в удобное время с учетом рабочего графика. Однако все мы знаем про поверхностность и невысокую «дочитываемость» до конца

Три условия, которые нужно было учесть

  • - 1 -
    Упражнения
    Нужен курс с обязательной практической отработкой
  • - 2 -
    Двери открыты
    Нужно обучить как можно больше сотрудников
  • - 3 -
    Только важное
    В пандемию кратно вырос поток информации, поэтому нужно не перегрузить, но дать самое необходимое и важное
Марафон выигрывал у синхрона и асинхрона тем, что в нём может участвовать практически любое количество желающих, а также благодаря pre-reading материалам учиться можно в разное время. Хотя по-прежнему оставался вопрос глубины и качества самостоятельного изучения материалов...

Что сделали, чтобы решить задачи?

1. Гибрид

Для решения первой задачи (необходимость практической отработки, а не только теория) мы применили гибридную схему обучения: сочетание теоретических pre-reading материалов и синхронных занятий в онлайне. Замечу, что это были не вебинары, а именно тренинги: с массой упражнений, работой индивидуально и в мини-группах. Всё как живьем, но через Zoom + Miro. На этих занятиях не предполагалось теории, сразу начиналась практика. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что что-то из теоретического pre-reading'а может остаться не понятным, поэтому, на синхронах отводилось небольшое время для вопросов, чтобы получше вникнуть и «догнать».

2. Вводный вебинар тренинг

Вторую задачу (набрать как можно больше участников) решили вводным тренингом. На нем поднимались «вкусные» темы о выступлениях и презентациях. Во-первых, мы разобрались в жанрах выступлений. Во-вторых, подняли важность изучения целевой аудитории по 10 параметрам. Такой детальный портрет помогает спикеру в подготовке и подборе аргументов. И, конечно, на таком «прогревающем» мероприятии важно установить контакт тренера с группой.
После первого занятия на курс зарегистрировалось почти 100 человек. Двадцать один сотрудник выбрал усложненную версию марафона с синхронными занятиями, о которых речь шла выше

3. Лонгриды из текста с видео

Третья задача (не перегрузить группу материалами) решилась гибридом в оформлении знаний. Нас волновало, какой формат предоставляемой теории эффективнее для усвоения. Все знают про тренд в сторону видео, но видео не везде удобно посмотреть, к тому же длинные ролики не будут досматриваться до конца.

В итоге остановились на сочетании видео с текстом. Как это выглядело: лонгрид, в котором текст разгружается видео-роликами. Длительность от 2 до 5 минут. При этом всегда рядом конспект, который удобно сканировать глазами и возвращаться к материалам, если что-то забылось. Видео же приходится перематывать, чтобы что-либо вспомнить.

Но и это еще не всё ©. Мы пригласили гостевого тренера по речи и актерскому мастерству Ольгу Копылову, чтобы приоткрыть секреты настройки голоса перед важным выступлением. Это сложная задача — в видео-ролике объяснить, как работает голос, как делать разминки, чтобы звучать. Конечно, всего мастерства через экран не передать, но основа заложена.

Удиви нас

Задача обучения осложнялась тем, что сотрудники были искушенными, обучения для них проводилось много, поэтому нужно было их чем-то заинтересовать и мотивировать.

Решили проводить Конкурс спикеров компании. На самом входе в марафон было объявлено, что в конце курса любой желающий может поучаствовать в конкурсе презентаций и побороться за призы. Участники последовательно изучали материалы курса, далее объединялись в команды по 3 человека, где готовили рабочие, настоящие презентации, а в конце могли выдвинуть свою кандидатуру на конкурс.
Как строилось обучение по этапам:
1
Вводное занятие
Вводное занятие: завлекаем участников, рассказываем об изучаемых на марафоне темах и конкурсе. Четверг, онлайн в Zoom для всех желающих, 1,5 часа. Сотрудники регистрируются в LMS.
2
Рассылка теории
С понедельника через LMS компании начинается рассылка pre-reading'ов с теорией. У нас было определено 11 тем: постановка цели, структура презентации, аргументация, ответы на сложные вопросы, работа спикера в онлайн-формате, владение голосом и др. Каждую неделю открывается 2 или 3 материала с теорией.
3
Практикум
Трижды по четвергам у нас были практикумы в Zoom. Здесь участвует 21 человек, занятие длится 1,5 часа. Мы встречаемся, чтобы поиграть и потренировать то, что было дано в лонгридах с теорией.
4
Работа в командах
Параллельно идет проектная работа: 7 групп, идущие по усложненной схеме, готовят рабочую презентацию. Здесь всё просто: изучил теорию -> понял, что сделать в своей проектной презентации. И так по шагам 5 недель подряд. Команды делали «домашку», тренер давал комментарии текстом или голосом в мессенджер. Две команды, к сожалению, выбыли в процессе.
5
Видео
На последней неделе мы собирали видео от участников. Замечу, что своё видео можно было снять и тем, кто не шел по усложненной программе. Мы обозначили критерии для оценки, собрали ролики и заверстали сайт для голосования в компании.
6
Итоги
На 6-й неделе, мы проводили финальный синхрон, на котором снова была «горячая» тема — про методы преодоления страха выступлений — и подводились итоги. В конце, в торжественной цифровой обстановке мы называли победителя и с эйчарами дарили подарки.

Результаты

6

Наше обучение длилось 6 недель
11

За это время сотрудники изучили 11 презентационных умений.
3+5

Прошли 3 практических сессии и подготовили
5 рабочих презентаций.
А еще потренировались и сплотились. Получили опыт онлайн-презентаций и совместной подготовки.

А ниже — пример одной из участниц, Марии. Здесь есть всё: и работа в кадре, и структура презентации. И пусть видео снять дома, я бы хотел, чтобы таких спикеров в наших компаниях становилось больше, тогда наши совещания или встречи с клиентами станут яснее и продуктивнее.

Выводы

Гибрид рулит
Мы убедились в том, что сочетание синхрона и асинхрона положительно влияет на понимание и освоение материала. Тот, кто не успел или недопонял, может «догнать» всех на занятии в Зуме.

Практика — must
Мы убедились, что практика обязательна. А у нас их, по сути, было две: проектная домашка и отработка на синхронных тренингах.

Можно и поменьше
Наличие трех синхронных занятий увеличивает смету, очевидно. Так что в планах оставлять только проектную работу, без синхронов.

Ешь слона по частям
Хорошие видео с выступлениями под конец марафона подтвердили гипотезу, что, раздробив сложный навык на части, можно довести группу до результата даже в онлайне. Главное — не спешить.

Отзыв заказчика и ценителя онлайн-формата

Марафон помог прокачать навык публичных выступлений, причём сделать это не на отвлеченных темах, а с привязкой к бизнесу. Как финальное задание коллеги готовили ролики по бизнес-задачам: презентация нового продукта, рассказ об изменениях в компании и т. д.
Сам марафон проходил в простой форме для участников плюс помог наладить взаимодействие между коллегами. Понравился легкий процесс, разнообразие форм обучения, привязка к бизнесу, большое количество практических заданий.
Екатерина Рязанцева, руководитель группы обучения ESET
Нужно обучить коллег мастерству презентации? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.