Что нам изменить в культурном коде, чтобы стать классными спикерами

Или как влияет «русскость» на культуру публичных выступлений и презентаций
Дисклеймер: это не русофобская статья, и я ни в коем случае не хочу ставить национальный вопрос. Здесь лишь констатирую типичные, привычные для русского человека черты и привычки и переношу их в контекст публичных выступлений / презентаций.
Какой русский не любит быстрой езды. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Не жили богато и неча начинать. Эти и другие поговорки могут многое сказать о русских людях. Я, разумеется, не описываю всю сложную действительность и поступки людей через поговорки и фольклор. Однако часто они так точны, что не прислушаться к народной мудрости и стереотипам не получается.

На тренингах я показываю примеры выступлений и спикерские «фишки», и меня часто спрашивают, почему в основном примеры зарубежных ораторов. Это натолкнуло меня на поиски: почему «тамошние» спикеры в комплексе так сильно отличаются от «наших»? Вроде бы операции освоить могут все, выступать дано всем. Но есть что-то исходное, глубинное, отличающее нас, русских. Особенно это заметно на «чистом», еще не проходившем обучение ораторе. Проявляется в установках и привычках.
Я поделюсь своими мыслями о том, что в нас — русских — есть «такого», что мешает нам стать нацией классных ораторов/спикеров. Еще раз подчеркну: я не говорю, что мы все — такие, как представлено в расхожих стереотипах, однако в массе мы — такие и, на мой взгляд, это нам мешает на сцене.

И первой такой помехой является русское авось.

1. Русское авось. Авось прокатит

Оно же выражается еще в других словах: а, может, пронесет. Может, экзаменатор поставит за посещаемость. Может, директор во время квартального отчета не спросит. Аудитория не заметит чужой логотип. Эта надежда на «прокатит» расслабляет и в итоге подводит огромное количество ораторов. Они думают, что выедут на классе. Или аудитория будет простофилями и сделают поблажку. И поэтому можно или не достаточно тщательно подготовить аналитику. Или «сэкономить» на отрисовке графиков. Или (кто-то, вероятно, будет сопротивляться) можно «забить» на репетицию. Но как всегда что-то пойдет не так и вся халтура выйдет боком.

2. Пока рак на горе не свиснет. Про гром и мужика сюда тоже подходит

Речь о том, что на самый последний момент откладывается подготовка. Да, разумеется, не всегда у нас столько же времени, как было у Джобса до релиза новой модели (несколько недель-месяцев). Иногда презентация назначается на завтра. Но возьмем не такой экстремальный случай. В подавляющем количестве случаев человек знает, что защита бюджета у него состоится через неделю, а конференция запланирована через месяц. И все равно будут находиться дела и задачи, оттягивающие начало работы. Однако следует помнить, что подготовка к презентации — это процесс в прямом смысле слова. Иногда материал должен вызревать, иногда нужно время, что речь «отлежалась», поэтому нужен запас во времени. К тому же нужно подходить к подготовке, начиная не со слайдов, а с плана. И только потом садиться за компьютер.

3. Мы — русские, мы не улыбаемся

Это боль, что мы такие серьезные. Словно у нас в ДНК записано: если этот улыбается, сторонись — он не серьезный и дел с ним не надо иметь. И на сцене наши спикеры тоже серьезные. Они говорят серьезно, о серьезных вещах. Даже на совсем уж неформальных мероприятиях, например, стоя с бокалом в руках на новогоднем корпоративе, первое лицо компании все еще серьезен. Говорит как рубит, ни слова о людях, только о коллективе.

Но бывает и еще хуже. Когда к серьезности добавляется пафос и апломб. Накачка статуса как компенсация неуверенности. Избыточно и сосредоточенно серьезный спикер теряет в гибкости, не может реагировать на форс-мажор. В конце концов, он избыточно скучен, тк не может позволит себе шутку или иронию.

4. Формализм в речи, или "канцелярит"

Это наследие университетов и пленумов ЦК. Где цель (мероприятия) — являлась. Кому? Результаты достигались. Сами? Разработка ведется. Куда и кем? Много страдательного залога, много сложных конструкций, придаточных частей, терминологии. Спикер думает, что будет солиднее (серьезнее, см. выше) выглядеть, если нагонит оборотов в текст. Сложность речи на самом деле не помогает улучшению понимания, а ставит барьер между сторонами.

5. Скупость на эмоции и похвалу

Это касается не только спикеров, но и зрителей. Наше «умение» давать развивающую обратную связь и поддерживать, задавать вопросы без атаки на личность и оценок. Троллинг на конференциях как лекарство от скуки.

Спикеры тоже слишком формально подходят к презентациям. Они не могут позволить себе разговор с аудиторией. Для них выступление на конференции — это доклад, а не обмен опытом и кейсами. Защита бюджета в компании это не представление идей, как увеличить прибыль компании за счет нового направления или увеличения штата на 4 человека (тут меня поправят: четыре единицы; см. выше). Здесь защита бюджета от нападения, это уже не доклад, а рапорт. И никак не рассказ о том, как лучше работать и больше заработать.

6. Непунктуальность

Принято кивать на немцев, мол, они педантичны и пунктуальны, и это якобы многое объясняет про них. А у нас, к сожалению, все наоборот. Многим спикерам, которых я готовлю или к питчам на Демо-дне, или перед корпоративной конференцией нужно объяснять, что нужно уложить свое выступление в отведенный лимит времени. Увы, некоторым это приходится даже доказывать, почему-то они никак не хотят мириться с тем, что им дали только 30 минут, например.

Другое проявление безответственного отношения ко времени является несвоевременная отправка файлов с презентациями в адрес организаторов. Для ивентеров слайды — настоящая головная боль. Поэтому многие стали для перестраховки просить высылать файл не накануне, в последнее время я все чаще вижу просьбу высылать за 5−7 дней до мероприятия. И лично мне, как тренеру, это тоже на руку — так спикеры вынуждены раньше начинать готовиться. Понятно, что начинать работу нужно не со слайдов, а с плана выступления, но даже хотя так они проблематизируются заранее.
Конечно, я считаю, что описанные выше черты не являются сугубо «русскими», а также они не являются исключительно негативными. Полагаю, что в ряде случаев и неулыбчивость нужна, и формализм может быть частью культуры компании, а не сотрудника, и сдержанность в эмоциях бывает необходима. Однако суммарно эти 6 черт выливаются в то, что многие выступающие у нас скупы и отстранены, недостаточно гибки и безответственны по отношению к своей презентации. Это то, что является, как мне кажется, тормозящим фактором нашей национальной культуры публичных выступлений. Но все в наших силах изменить…
Хотите повысить культуру презентаций в компании? Назначьте встречу, чтобы обсудить, как это реализовать.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псих.н.