Выступление клиента на конференции в Яндексе

Анализ выступления и спикерских приемов
Денис Шубенок, исполнительный директор компании "Ашманов и партнеры" - спикер, с которым мы уже не раз готовились. Мы знакомы ещё с открытых занятий Школы Let Me Speak (когда мы были "школой", т.е. проводили вечерние курсы для всех желающих). Год назад Денис обратился ко мне с тем, чтобы подготовиться к предстоящим выступлениям с докладом. Мы отлично поработали, он получил положительный фидбек. И когда в 2024 году снова его вновь пригласили выступить, он снова пригласил меня, чтобы погенерить идеи и порепетировать. Значит, нужно было брать новую высоту, чем-то удивлять, не снижая планки.

Сначала смотрим, потом анализируем >

Нужно вступление, какая-то "завязка"

В прошлом году, когда Денис готовился к докладу про устройство интернет-ландшафта в Узбекистане, мы не сразу нашли «зацепку». Он должен был рассказывать про исследование, которое провели в компании, но не хватало «трамплина» для интересного начала презентации. В ходе отвлеченной беседы Денис поделился, как, собственно, родилась идея проводить то исследование. А началось все с того, что он, находясь в командировке, получил небольшую травму, стал искать клинику, а после нескольких безуспешных поисков выяснилось, что он «как-то не правильно ищет». Так и возникла идея разобраться, что же тут с узбекскими сайтами «не так». Этот случай мы и встроили в начало — нет ничего лучше истории про проблему!

В 2024 году запрос был примерно тем же: не хватает завязки. Нам нужно было показать идею уходящих брендов, приходящих на их место новых брендов, а также полной дезориентации как покупателей, так и продавцов (!) с этими ноу-неймам-брендами.

Данную идею мы решили показать через интерактив с залом. Денис задает вопрос:
— «Знаете ли вы эти бренды, чем они занимаются?»
Зрители начинают что-то отвечать с мест, хотя, конечно, далеко не все названия, представленные на слайде, им знакомы — можно лишь догадываться по звучанию. И здесь мы заготовили «ловушку» (пусть и на минималках): среди брендов на слайде были псевдобренды, названия которых мы сгенерировали с помощью ИИ. Эта мысль и была основной: даже сами Е-комовцы/ритейлеры не могут понять, кто есть кто, то что уж говорить про покупателя, который сейчас очень своеобразно осуществляет покупку и поиск товаров. А как именно — об этом и шла речь далее в докладе про исследование.

Структура

Сам основной массив информации с результатами исследования Денис разбил на три части. Это «классика», когда основную часть выступления можно разбить на три подтемы. Это удобно для запоминания зрителями, а также не перегружает доклад и легко умещается в стандартный 20- или 30-минутный тайминг. В каждой части мы добавили выжимку в виде советов. Казалось бы, доклад про почти научное исследование, но мы не должны забывать про пользу и применимость информации.

Подача, поведение оратора

Здесь я хочу сделать комплимент: Денис отлично смотрится на сцене. Он не суетится, не мельтешит, он хорошо работает в пространстве сцены. Чувствует треугольник «зритель-спикер-экран».

Голос у него звучный, не монотонный, он умело пользуется паузами. Хотя, конечно, не могу не заметить, что стоит «больше любить» окончания слов — иногда он их «жуёт».

Открытые позы и плавные жесты привлекают внимание и укрепляют образ уверенного спикера. Замечу: это истинный образ, а не напускной.

Слайды

Слайдов мы не касались, занимались только структурой и выступлением. На мой взгляд, на слайдах перебор с информацией, а местами излишнее усложнение в диаграммах.

Контакт с аудиторией

Не могу не отметить, что Денис не боится, даже любит общение с аудиторией. Он очень ориентирован на контакт и диалог, любит задавать вопросы в зал. Хорошо чувствует настроение и держит внимание публики. Лично мне нравится, когда спикер может и хочет (!) контактировать, удивлять, веселить или пугать, давать советы или рассуждать вместе с залом.

Резюме от АЯ

Всякий раз Денис обращается заранее — где-то за 3 недели мы приступаем к работе (при том, что он уже приходит на сессии с идеями и мы начинаем не с нуля). Это очень важный показатель зрелости его как спикера. Во-первых, потому что он в принципе несмотря на опыт готовится с тренером. Во-вторых, потому что не откладывает подготовку на последний момент. Отсюда и результат!
Предстоит провести важное выступление? Назначьте встречу, чтобы организовать репетицию и отлично подготовиться.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.психол.н.