Александр Яныхбаш
Цель презентации
Формулируем корректную цель
Понятием «презентация» мы обозначаем часто довольно различные мероприятия — и доклады, и встречи с партнерами, и отчеты у руководства. Презентации разные, и у каждой встречи может быть своё предназначение. Для чего проводится та или иная?
У каждой презентации должна быть цель
Без чего невозможна презентация и что нужно учесть и спланировать, чтобы она прошла не просто гладко, а максимально эффективно? Очевидно, выступления проводятся не ради самого выступления, а преследуют какие-то конкретные цели.

Кен Робинсон, выступая на конференции TED, стремился привлечь внимание к образовательным проблемам, в частности к вопросу развития креативности у детей. Стив Джобс держал речь перед выпускниками Стэнфорда не просто для того, чтобы поздравить их с завершением учебы, — он хотел поделиться личным опытом выбора жизненного пути.

Если вы сформулировали цель, то знаете, чем закончить свое выступление. Также на стадии подготовки контента вы можете сверяться и отсеивать тот материал или те ваши действия, которые к достижению цели не приближают.
На что вы хотите повлиять? Чего добиться своим выступлением? Задавайте себе эти вопросы, чтобы сформулировать цель.
Что в идеале должно произойти с аудиторией после вашего выступления?
Что отличает «правильную» формулировку цели от «неправильной»?
Когда я работаю со спикерами, то встречаю три разновидности формулировок. Сравню их со стрельбами, на которых бывает осечка, перелет и недолет — всё это бывает с целями клиентов.

Осечка: клиент даже не думал о цели. У нас разворачивается примерно такой диалог:
— Какая цель вашей презентации? Что Вы хотите?
— Хор-роший вопрос…
Перелет: слишком амбициозная или философская, поэтому не выполнимая сразу после презентации цель. Это чревато расфокусировкой и довольно абстрактным посылом к аудитории вместо конкретных следующих шагов (call-to-action) в конце выступления.

Пример: «Итак, коллеги, в завершении хотелось бы сказать: давайте делать из всего сказанного верные выводы».

О чем это, к чему это? Цель спикера в том, чтобы аудитория делала выводы? А что с этими выводами сделать потом? Уверен ли спикер, что аудитория сделает именно «нужные» выводы? Кому нужные? И еще куча других вопросов, которые сигнализируют, что цель сформулирована непонятно и ни к чему не приведет.

Недолет случается, когда спикер видит целью своей презентации исключительно информирование аудитории. Точно ли для этого нужна была презентация? Может быть, можно было обойтись рассылкой или распечаткой документа? "Ну я же выступал? Выступал. Рассказал? Рассказал. Ну, а дальше я уже не знаю…"

Опасность здесь в страхе взять ответственность и говорить про действия зрителей, а не свои.
Как сформулировать «правильную» цель?
Цель - это желаемое для спикера изменение, произошедшее со зрителями по окончании презентации. Оно может заключаться в конкретном действии, принятии решения, отказе от привычных моделей поведения или взглядов.

Мы двигаемся как по воронке: от стадии к стадии, где презентация - это еще не самый последний этап. Используем вопрос себе:
Что в идеале должно произойти или что должны сделать зрители после презентации?
Примеры целей: взять демонстрационный продукт на пробу на неделю (здесь есть конкретное действие); увеличить бюджет проекта на 25% (то есть принятие решения ЛПР-ом). Эти формулировки целей объединяет то, что они про действие зрителя, а не про задачу спикера.
Все права защищены. Никакая часть материалов марафона не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Текст. Александр Яныхбаш
© Оформление. Школа Let Me Speak
© Изображения. Александр Яныхбаш