Шесть правил удачной подачи историй от признанного мастера дела

25 Ноя 2015 статья

Марго Лейтман, лидер в области рассказывания историй по мнению The Moth, сотрудничала с Facebook и другими компаниями, которые хотели, чтобы их тоже научили так же хорошо говорить. Вот ее правила.

В своей новой книге «Long Story Short: The Only Storytelling Guide You'll Ever Need» Марго Лейман рассказывает: несколько лет назад, когда она начинала свою актерскую карьеру в Нью-Йорке, она собиралась на прослушивание и в спешке обожгла себе шею щипцами для завивки. «Это выглядело как гигантский засос, — пишет она. — Замазать его тональным кремом было невозможно, и мне пришлось идти прямо так». Она вошла в комнату, где проводили прослушивание, и сразу все объяснила — это не засос, сказала она, да и откуда бы ему взяться, со свиданиями в последнее время полный абзац. Помощник режиссера попросил ее объяснить, и она в ответ рассказала об одном катастрофическом свидании, во время которого парень начал прямо за столом приводить в порядок свою чековую книжку.

Помощник режиссера рассмеялся еще до того, как она начала читать подготовленный для прослушивания текст. Через несколько дней ей позвонили и сказали, что она получила роль.

В этот момент автор осознала, какую силу заключают в себе истории. Вскоре она переключила свою исполнительскую энергию на повествование вживую. Она открыла долговременные шоу и классы в Upright Citizens Brigade в Нью-Йорке и Лос-Анжелесе, в том числе вела шоу на тему секса «Stripped Stories» и несколько раз выигрывала соревнования по рассказыванию историй в The Moth. Она вела семинары в компаниях Universal McCann и Facebook, которые считают хороший рассказ основой хорошей коммуникации, а последнюю - основой бизнеса. По собственным подсчетам, она научила ходить на свидания тысячи студентов.

Теперь, когда книга Long Story Short появилась во всех книжных магазинах и на всех экранах, автор делится с Fast Company изложенными в ней основными уроками.

УРОК 1: ПУСТЬ ЛЮДИ ЗА ВАС БОЛЕЮТ

«Везде, от политики до актерского ремесла, — говорит Лейтман, — верный способ вырваться вперед — это заставить людей болеть за вас». Начиная повествовать, четко представьтесь своим слушателям в двух словах: «Я тот парень / девушка, который(-ая)…». Следующий шаг противоречит всему, чему вас учили раньше. Да, в собеседованиях и резюме вы должны подчеркивать свои заслуги. Но в рассказах люди склонны скорее поддерживать отстающих. Рассказы - это не выигрышная подача вашего проекта. «Когда люди начинают расхваливать себя, это отталкивает». Если вы слишком задираете нос, людям сразу хочется сбить с вас эту заносчивость. Билл Клинтон сказал, что курил марихуану, но «не затягивался», и ему еще долго это припоминали, говорит автор. Обама открыто признал, что покуривал в молодости, люди отметили его честность и забыли об этом.

УРОК 2: ДЕРЖИТЕ НАГОТОВЕ ПАРУ ДЕЖУРНЫХ РАССКАЗОВ

В вашем репертуаре должны быть один-два отшлифованных. Никогда не знаешь, где они могут понадобиться, говорит Лейтман. Она вспоминает момент из оригинального выступления Стива Джобса, когда во время представления iPhone у него забарахлила файл с презентацией, и он непринужденно переключился на заранее подготовленный рассказ. «Я думаю, он рассказывал его в разных компаниях уже миллион раз, — говорит автор. — Скорее всего, в компаниях она шла на ура, поэтому он и решил рассказать ее перед аудиторией. Для меня этот момент в его выступлении стал самым запоминающимся. Не рассказ о характеристиках iPhone, а момент, который показал его человечность».

УРОК 3: РАССКАЗЫ ГОВОРЯТ О ВАШИХ ЧУВСТВАХ

«Хорошую историю делает не событие как таковое, — говорит Лейтман, противореча расхожему мнению, — а то, что вы почувствовали, когда это событие произошло». Сюжет почти не имеет значения, если вам нужно наладить контакт с аудиторией. «Важно не то, что вы выиграли в игре. Главное то, что вы почувствовали, когда стали победителем. Когда сделали нечто, до этого считавшееся невозможным». Из этого следует: рассказы могут быть о самых незначительных событиях, главное, чтобы в них хватало ярких эмоций. Лейтман говорила о том, как забрела в магазин Whole Foods в разгаре своего личного медицинского кошмара. Кассир предложил ей сделать пожертвование в пользу жертв землетрясения на Гаити, и на волне эмоций она выписала чек на 500 долларов. «Кассир сказал: «Ого, вы действительно очень хороший человек». Я начала плакать: «Да! Да! Я хорошая!». Несмотря на свою незначительность, этот рассказ всегда вызывает смех.

УРОК 4: ЭТО МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ ОЧЕВИДНЫМ, НО…

«У каждой истории должно быть начало, середина и конец», — говорит Марго. Да, это кажется очевидным, но после стольких лет преподавания она не стала бы повторять этот факт, если бы в этом не было необходимости. Вспомните, приходилось ли вам видеть, как на свадьбе один из гостей, поднявшись, чтобы сказать тост, нудит и нудит непонятно о чем? «Множество людей так и не доходят до конца. Я не знаю, почему они не могут этого сделать. Но они говорят, говорят и никак не перейдут к делу, — замечает автор.

ВЫ ДОЛЖНЫ СКАЗАТЬ «ДА» ТОМУ, ЧТО ВАС ПУГАЕТ, ИНАЧЕ ВАМ НЕ О ЧЕМ БУДЕТ РАССКАЗЫВАТЬ.

Должно быть, это как-то связано с тем, что жизнь сама по себе довольно шумное и бестолковое предприятие. Мы дрейфуем туда-сюда, с трудом ухватывая нить. «Но этому легко научиться», — обещает она. Сама Лейтман каким-то образом всегда обладала этим навыком. В подтверждение она сказала о 22-страничной записи в дневнике, посвященной тому, как она потеряла девственность. Она описала все, что происходило до этого, и все, что происходило после. «Боже мой, это нужно было решительно редактировать. Но я уже тогда понимала, как это делается!»

УРОК 5: ХОРОШИЕ ИСТОРИИ УНИВЕРСАЛЬНЫ

У повествования должно быть понятное обрамление, в ней должно быть нечто, знакомое и близкое вашей аудитории. Лейтман вспоминает студента, который начал со слов: «Так вот, я учился в Йеле». Последовавшая затем история действительно была интересной и смешной — студент сказал о том, как испугался, подумав, что за ним следит незнакомая машина. Но первая фраза — «Я учился в Йеле» — для большинства слушателей означала совсем не то, на что рассчитывал рассказчик. Для него «Я учился в Йеле» подразумевало: «… это такое место в Нью-Хэвене, Коннектикут, где полно опасных районов». Но все остальные слышали вместо этого: «Я ходил в модную элитную школу». У большинства слушателей это сразу отбивает всякий интерес. Этот урок имеет аналог в области технического дизайна: попытайтесь представить, каким будет «пользовательский опыт».

УРОК 6: НЕ БУДЬТЕ СКУЧНЫМИ

Лейтман не говорит, что ваше повествование не должно быть нудным (хотя конечно, это тоже правда). Она имеет в виду, что вы не должны жить скучной жизнью. Этот урок следует принимать с некоторой долей скептицизма, поскольку она полагает, что все, кто прожил на этом свете хотя бы несколько лет, имеют в запасе сокровищницу историй, которые стоит рассказать. Даже если так, почему бы не использовать свой новообретенный интерес к рассказам, чтобы пересмотреть некоторые свои привычки? «Когда мы боимся пробовать новое, мы увязаем в рутине жизни, — говорит автор. — Вы должны сказать «да» тому, что вас пугает, иначе вам не о чем будет говорить. Наследие, которое останется после вас, это рассказы, которые люди будут о вас говорить».

И она изображает человека, который изо всех сил пытается придумать, что бы хорошего сказать о покойной: «Она… очень любила свой цифровой видеомагнитофон».

Дэвид Закс, оригинал статьи