Почему вам для обучения не нужна VR
Минусы технологии виртуальной реальности в развитии soft skills. Неудобная правда. Vol. 2
Недавно состоялся диалог с эйчаром про использование VR-технологии. "Нужны ли нам эти очки и что они дают?" - примерно так обозначена была тема. Сразу скажу, разговор шел между незаинтересованными сторонами: он не искал обучение, я не искал клиента.

VR - тренд?

Да, многие сейчас говорят про VR в образовании. Это - тренд, особенно в heavy industries, методика эффективна во многих аспектах и тематиках. Но как обстоит дело с софт-навыками и, в частности, с презентационными? Что "очки" тренируют, а где - бессильны? Нередки случаи разочарования и траты (огромных) бюджетов. Постараюсь изложить картину через призму навыков - ведь именно это технология призвана развивать.
Мой тезис: сегодня VR не решает задачу развития навыков презентации *
(* и осмелюсь шире: межличностной коммуникации)

1. Визуальное взаимодействие

Во-первых, потому что VR-технология активирует преимущественно визуальное взаимодействие с окружающим миром. Если мы говорим о навыках выступлений, то опора оратора на зрительные стимулы (то, что он видит, куда он сам смотрит) — это лишь малая часть успеха у аудитории. Другие составляющие навыка* не тренируются или тренируются минимально. Другие — это, к примеру, речевые паттерны и контент, умение выражать эмоции, управления вниманием аудитории.
* Навыков, входящих в понятие «мастерство презентации» более двадцати — они описаны в статье «Карта презентационных компетенций».

Где VR реально хороша?

Что довольно хорошо тренируется в VR? Первое — зрительный контакт. Один из важных элементов мастерства оратора — умение поддерживать зрительный контакт с залом. Подсказка VR-щикам: подружите очки с гироскопом мобильника и научите отслеживать положение и время, куда смотрит спикер во время выступления: на свои слайды, на аудиторию, на весь зал или на узкий его сектор. Но на этом все заканчивается. Разве что можно еще научить устройство отслеживать покачивания, постоянную ходьбу и жесты-паразиты (но тут уже перчатки или датчики на теле нужны). Но, повторюсь, это не самое сложное и не главное в ораторском навыке.

Второе, что тренируют очки, — привычка говорить. Но я ставлю под сомнение необходимость в такой закупке для тренировки устной речи. Один мой участник однажды поделился свои лайфхаком: он тренирует свой питч в метро. «Я просто беру трубку, словно говорю с кем-то о важном проекте, прислоняю к уху и говорю по кругу раз десять. Меня никто не слышит, и люди даже не нервничают, если я на них смотрю во время разговора».

Что в действительности успешно тренируется в VR - память, конкретные знания и выполнение алгоритмов / инструкций. Однажды мне довелось присутствовать на презентации сложной VR-системы для обучения производственного персонала одного из наших химических гигантов: участник обучения по сценарию должен оказаться в нештатной ситуации и правильным образом действовать: сначала сообщить на пункт охраны, далее что-то взять и в третью очередь (и никак иначе!) сделать третью операцию. Вот такой набор действий хорошо проецируется в виртуальном окружении.

Что же нужно тренировать у спикеров и чем мы занимаемся на офлайн-тренингах?

  1. Структурирование материала и умение использовать речевые скрипты.
    Тренируется даже в классическом онлайне.
  2. Аргументация — речевые паттерны. В одиночку в очках не научишься.
  3. Ответы на вопросы или негатив аудитории — речевые паттерны. В очках не научиться. А в самом простом Zoom или офлайне — легко.
  4. Интонации и голос, дыхание — телесные ощущения, без тренера сам не научишься.
  5. Чувство юмора и импровизация — речевые паттерны и скорость реакции. Нужны живые люди здесь и сейчас.
  6. Навыки сторителлинга и умение рассказывать поучительные истории — речевые паттерны. Очки тут вообще ни при чем.
  7. Типология зрителей — основы психологии, умение распознавать тип и подбирать подход к каждому, но об этом будет идти речь ниже.
Можно продолжать…

2. Не верю!

Второе, почему эффективность VR в теме презентаций низкая, состоит в том, что многие люди не могут переключиться и та самая «R» так и не становится для них реальной. Дословно: «Я не верю в происходящее», «Я не могу переключиться и все время думаю про нарисованных персонажей вместо концентрации на речи» (уже не буду говорить про отзывы из одной фразы - «тошнит», в прямом смысле слова). Это как играть в SIMS: все очень похоже - и кухня, и мебель - но не настоящее.
В своем тезисе я не зря написал «сегодня VR не решает задачу», потому что, надеюсь, когда-нибудь технологии продвинутся. Качество картинки вырастет на порядок, чтобы обеспечить полную реалистичность в окулярах.
Можно возразить, что VR нужна для отработки, то есть когда знания переданы ранее и в ином формате (например, в видеокурсе или зуминаре), а в очка идет тренировка. Но возникает вопрос: чем принципиально лучше такая практика, где все будут выглядеть нарисованными и где лишь 2-3 поведенческих индикатора можно отследить и потренировать?

3. Обратная связь

Третье: одним из сложнейших, но при этом выводящих оратора на уровень профессионала умений является считывание реакции аудитории. Это про умение реагировать на обратную связь в виде скрещенных рук, поднятой брови или ухмылки. Если ты умеешь ловить эти сигналы, способен эффективно реагировать или адаптировать ход презентации, то ты — мастер. VR это не тренирует.
Также напомню про зеркальные нейроны, участвующие в подражании — основе для научения. Они не работают в очках и нарисованном мире.
В заключении скажу, что на сегодня VR-технология хороша для закрепления или проверки конкретных знаний, но не речевых умений и эмоционального контакта. Там, где важен контакт и эмпатия, вербальный интеллект и гибкость, система «человек-человек» выигрывает у очков и роботов.