Чему мы можем поучиться у педагогов?

15 Мар 2016 статья

Нам есть чему поучиться у учителей. И здесь нет опечатки. Не только научиться, но и поучиться нам - спикерам - есть чему. Но обо всем по порядку.

Как сделать свое выступление, презентацию, обучение не скучными? Как донести свои идеи до аудитории и не усыпить её? Давайте назовем вещи своими именами: скукой грешат многие спикеры.

Часто презентации невыносимы именно из-за способа преподнесения материала. Тема может быть трижды интересной, контент может быть проработан вдоль и поперёк, но это все звучит скучно. При этом недостаточно иметь громкий голос или правильно брать дыхание (это важно, но сейчас не об этом). Речь про умение вовлекать аудиторию, а вот с этим у нас трудности.

Что нужно сделать?

Для начала рекомендую пересмотреть свои установки относительно проведения презентаций. Чем динамичнее презентация и чем больше в ней вовлечения, тем сильнее связь между вами и зрителями. Но что такое динамика в презентации? Это смена ритма, во-первых, и диалог с аудиторией, во-вторых.

Почему в названии статьи учителя и педагогика? Давайте посмотрим на внутреннее устройство школьного урока (не физкультуры, конечно). В нем тоже есть и "рваный ритм", и диалог для поддержания внимания.


school lesson.jpg

С чего начинается урок?

С проверки домашнего задания или воспоминания прошлого урока. Учитель начинает опрос или, допустим, озвучивает оценки за контрольную работу. Идет стадия "включения". Она длится 5-10 минут. Затем следует новый отрезок, где учитель замыкает внимание на себе и дает новый материал (еще 10 минут). Далее, например, вызывает ученика к доске и вместе с ним разбирает пример перед классом (и снова смена внимания на ~ 5 минут). Потом дает задание всем ученикам: "Открываем упражнение №123 на странице 45..." Снова смена внимания и опять минут на 10. В конце дается домашнее задание. Как видите, нет однообразной формы работы. Можно было бы "зарядить лекцию" на все 45 минут, но мы знаем, что психофизиология возьмет свое :)

То же самое нам следует привнести и в публичные выступления. Если вы занимаетесь обучением персонала (особенно hard skills), если произносите речи на конференциях длиной более 30 минут, разнообразие внутри презентации просто необходимо.

Когда я читал лекции студентам во время учебы в аспирантуре, то пользовался этим и это действовало безотказно. Каждые 5-10 минут я делал "брейки" и менял направление разговора. То рассказываю о материале по теме лекции, то спрашиваю у студентов, где нам это может пригодиться, то сталкиваю противоположные мнения и затеваю дискуссию. Это позволяет поддерживать внимание аудитории в тонусе.

И второй прием, который мы "подсмотрим" у педагогов - это диалог с учениками, а именно обращение по имени. Все помнят, как, например, прямо по ходу изложения материала учитель мог вставить имя ученика, чтобы привлечь его внимание к себе. "И на совете в Филях, где собралось всё военное руководство, Васечкин, было принято решение оставить Москву..." Что в этот момент было с Васечкиным? Конечно, он переставал шептаться с соседом, подскакивая на стуле от неожиданности. Смешок соседей с передней парты через секунду приводил его в чувства и он начинал записывать что-то за учителем. Вам на заметку: обращение по имени или диалог с одним из зрителей включает внимание публики.

Итак, берите пример со школьных уроков. Нужна смена формата общения, чтобы поддерживать включенность аудитории (что мы как раз будем осваивать в Клубе LMS 24 марта), а также полезно бывает обращаться напрямую к кому-либо из сидящих в зале. Берите за правило!