5 непростительных ошибок при создании презентаций

9 Фев 2016 статья

Когда я начинаю тренинг, я часто спрашиваю, что сделать, чтобы "завалить" презентацию? Вариантов ответов обычно очень много. Чтобы завалить презентацию, участники обычно советуют бубнить, читать со слайдов, не вовлекать зрителей и всё в таком духе. Конечно, многие говорят и про неподготовленность спикера. И вот именно о неподготовленности я хотел бы поговорить и сказать о пяти самых грубых ошибках на этапе подготовки, которые могут сделать вашу будущую речь ужасной. Вот мой рейтинг.

  • Ошибка 5. Незнание своей аудитории.
  • Я недавно написал об этом в блоге, где давал советы о параметрах аудитории. И в сотый раз скажу: нужно понимать, перед кем тебе предстоит выступать. Сколько их, откуда они, М или Ж - все это имеет значение, но второстепенное. Кто эти люди? Именно с человеческой стороны: какие у них ожидания от тебя? Какие у них проблемы (в бизнесе, в отрасли, в регионе)? Опишите это в деталях, изучите людей, сделайте основу для вашего диалога.

  • Ошибка 4. Слайды впереди всего.
  • Это просто ужасно. Люди, перестаньте мыслить слайдами! Термин "презентация" лишь в одном из значений равнозначен слайдам. В остальном - это общение, коммуникация, донесение идей и взаимное влияние. Перестаньте делать слайды, начните оттачивать свои идеи и разговаривать на понятном языке. Начните со сценария. Не можете без слайдов продержаться 3-х минут? Вы не знаете, о чем говорить, вы не готовы. Учитесь тянуть презентацию на себе.

  • Ошибка 3. Завалить аудиторию фактами по теме.
  • Есть такое слово "наукообразие". Это когда хочешь казаться умнее, чем есть, и используешь в речи слишком много заумных слов и оборотов. Настолько много, что разглядеть за этой кашей ничего невозможно. Хроническая логорея, как шутят лингвисты. Так вот нечто похожее наблюдается в презентациях, когда человек хочет для пущей убедительности навалить кучу статистики, фактов, данных, снабдить все это цифрами, показать пару дополнительных ("но очень красивых") графиков и т.д. Часто за этим стоят часы поисков информации, только вот проблема - куча фактов остаются мертвым грузом лежать. Чего не хватает в этих фактах? Идеи. О чем все это? Какой вывод-то? За деревьями не видно леса.

  • Ошибка 2. Истории и всякие там штучки - это ерунда.
  • Многие считают, что рассказывание историй - это какая-то ерунда и несерьезно. Мол, я тут босс с двадцатилетним стажем, что я - охотник на привале что ли, байки травить? "У нас тема серьезная, материал сложный. Нам тут не до историй". Такие вот заблуждения. Люди не совсем верно понимают, что такое история. Это не байка (хотя иногда и она), не сказ под гусли. Это, по сути, донесение точно тех же важных идей, но, во-первых, простым языком, а, во-вторых, увлекательно. Мы привыкли выражаться через цифры и графики на совещаниях, проводить доклады. Но наши сегодняшние презентации - это разговор, где есть место и данным, и историям. Хорошие, продуманные рассказы содержат ценные выводы. "Был у нас в компании однажды случай, когда взяли на работу руководителя, а он на второй день..." - вот это и есть история, которая способна доносить что-то важное и помогать презентатору. Рассказ - это помощник, а не помеха.

  • Ошибка 1. Авось прокатит.
  • Я про привычку делать презентации на коленке за пару дней, а то и пару часов до начала. Тут будет два "авось-момента". Первый - это "авось прокатит, у меня же колоссальный опыт, я на импровизации вытяну". И как только весь этот опыт выходит на сцену, он не может собраться с мыслями и доступно объяснить материал. Потому что не привык, не слушает себя, не отслеживает обратную реакцию.

    Второе - "авось прокатит, я тысячу раз уже на эту тему говорил" ведет к тому, что человек пренебрегает репетициями и заблаговременной подготовкой. Пару слайдов оттуда, парочку - отсюда и преза готова. И вот в этом слове - "преза" - содержится пренебрежение к подготовке, к выстраиванию мыслей, отказу от несущественного, к репетиции. "Да ты успоко-о-йся, Димон, я тыщу раз так делал". А потом наши идеи не поняли, мы вовремя не уложились, не убедили, не продали весь свой опыт и налет часов.

    Пожалуйста, измените отношение к презентациям, если вы заботитесь о ваших идеях и времени. Делайте их заранее, учитесь говорить с людьми, а не с самим собой.