Я знаю, что ничего не знаю. Или как заблуждаются ораторы

14 Ноя 2017 статья

Когнитивные психологи утверждают: если вы переборете это предубеждение, вас ждёт успех в публичных выступлениях

 

Несколько недель назад генеральный директор компании Microsoft Сатья Наделла пролил свет на то, как думают успешные лидеры. Он сказал: «Не думайте, что знаете всё; учитесь всегда и везде».

Когнитивные психологи подтверждают, что в этих словах много истины. Преодоление некоторых наших глубинных предубеждений, или хотя бы осведомлённость о них, — ключ к успеху в жизни и бизнесе.

Я впервые заметил этот феномен у публичных ораторов лет 15 назад, когда проводил интервью с бизнес-лидерами на телевидении. Одного эксперта я спросил, не хочет ли она ознакомиться с вопросами перед интервью, чтобы подготовиться.

— Вы знаете, на скольких передачах я была? Я справлюсь, — парировала она.

И я никогда не забуду, что было дальше. Она отвечала длинно и путано. Интервью вышло просто ужасным. Продюсер кричал мне в наушник: «Не приглашай её больше никогда!»

Две недели спустя я брал интервью у одной из самых известных финансовых телеведущих того времени. Сьюз Орман впоследствии стала любимой гостьей на шоу Опры благодаря своему умению говорить просто о сложных темах. После интервью она повернулась ко мне и спросила: «Ну как я справилась? Есть какие-то советы на будущее?» Теперь я знаю: Орман справилась, потому что вела себя скромно.

За свою карьеру бизнес-журналиста и консультанта в области коммуникаций я заметил, что люди, хвастающиеся своим умением выступать, часто оказываются в лучшем случае середнячками, в то время как те, кто ведёт себя скромно и спрашивает, как всё прошло почти всегда выступают выше среднего.

В чём же дело?

Эффект Даннинга — Крюгера

В 1999 году профессора психологии Корнеллского университета Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер написали статью под названием «Не может и даже не подозревает об этом». Они обнаружили, что во многих сферах люди имеют тенденцию переоценивать собственные умения. И этих людей ожидает двойная порция трудностей. Они самыми последними замечают, что не справляются. Как пишут исследователи: они показывали слабые результаты, но «были об этом совершенно не в курсе».

Недавно я обсуждал так называемый «эффект Даннинга — Крюгера» с доктором Филипом Фернбахом, когнитивистом Лидской школы бизнеса при университете Колорадо и одним из авторов новой книги «Иллюзия знания». Фернбах говорит, что исследование Даннинга важно в том смысле, что каждый из нас имеет слишком мало представления о многих сферах жизни. И незнание того, что именно мы не знаем, может мешать нашему развитию.

Интеллектуальное смирение — способность признать, что какое-то знание или умение сложнее, чем мы думали, — вот ключ к раскрытию нашего потенциала.

В книге «Скромность — новый ум» профессор бизнеса университета Вирджинии Эд Хесс и поверенная корпорации Катрина Людвиг сообщают, что два существенных препятствия в учёбе — это «трепетное отношение к своему эго и страх потерпеть неудачу». Исследователи цитируют работу нобелевского лауреата, психолога Даниэля Канемана, сказавшего: «Наш ум ограничен чрезмерной уверенностью в том, что мы, по собственному мнению, знаем, и очевидной неспособностью в полной мере признать объёмы нашего незнания». «Новый ум» означает выход наших когнитивных и эмоциональных умений на новый уровень и признание предрассудков, мешающих нашей успешной карьере.

Учись всегда, учись везде

Выступать на публике надо уметь. Это искусство, и, как во всяком искусстве, в этой области всегда есть чему поучиться. Вам могут помочь следующие советы:

• Просите обратную связь. Проговаривайте свою презентацию перед самой разной публикой. Вы можете обнаружить, к примеру, что шрифт в ней слишком мелкий, и его неудобно читать пожилым, а молодёжи может не понравиться цветовая гамма.

• Практикуйтесь. Люди, переоценивающие своё умение выступать, практикуются меньше, ведь они считают, что уже всё умеют. Между тем репетировать нужно всем, и неважно, сколько раз они до этого делали презентации.

• Экспериментируйте с дизайном. Множество людей годами использует один и тот же шаблон или стиль в PowerPoint. В следующий раз отдайте эту работу специалистам. В мире дизайна презентаций есть много новинок. Посмотрите, что выйдет.

Ваша способность убедить слушателей своей речью слишком важна, чтобы полагаться на волю случая. Переборов врождённое предубеждение — будто вы знаете больше, чем знаете на самом деле, — вы достигнете большего и как оратор, и как лидер.

Автор: Кармин Галло
Источник