Вашей презентации нужна ударная реплика

16 Июн 2015 статья
Поздним субботним вечером исторический джаз-клуб «Зеленая мельница» на Северной стороне Чикаго гудел и бурлил. Внутри у меня тоже все гудело. Пройдя по краю маленькой сцены, я в последний раз заглянула в свои заметки, утихомирила бабочек в животе и вышла под ослепительный свет прожектора. «Добро пожаловать на первый выпуск шоу «Mortified Chicago»! — прокричала я в микрофон. — Сегодня реальные люди будут читать для вас, чужаков и незнакомцев, свои подростковые дневники. Можно сказать, в этом необычном эксперименте поровну комизма, катарсиса и, пожалуй, жутковатого вуайеризма».

Это было в 2006 году. Я впервые ставила живое комедийное шоу. С тех пор я помогла сотням участников Mortified — самым обычным храбрым людям — превратить нелепые свидетельства своих подростковых страданий в профессиональные комедийные номера. Кроме того, я начала работать в IDEO райтером и профессиональным маркетологом.

В те дни я проводила больше времени в конференц-залах, чем в комедийных клубах, и помогала готовиться к выступлению не комикам, а дизайнерам и консультантам, которые хотели, чтобы их идеи произвели впечатление на клиента. И я обнаружила, что многие приемы рассказа работают и в тех, и в других случаях.

Поскольку TED постоянно поднимает для бизнес-профессионалов планку проведения презентации, и банального PowerPoint уже недостаточно, возможно, вам эти приемы тоже покажутся полезными. Вот пять приемов, которые, по моему опыту, оказались наиболее результативными за пределами комедийного клуба. Определить их мне помогли не только личный опыт, но и увлеченное наблюдение, чтение и живое общение с артистами.

Проведите проверку в баре. В отличие от конференц-зала бар — оживленное и располагающее к себе место. Люди точно знают, что в там рассказывают короткие развлекательные истории. Поэтому в IDEO мы советуем нашим дизайнерам провести «проверку в баре». Отправляйтесь с коллегой туда — или просто представьте себе, что вы уже там — и расскажите ему свою историю, используя в качестве визуальной поддержки только рисунки на салфетках. Пусть ваш приятель повторит рассказ — так вы поймете, что ему запомнилось, а что нет. Затем внесите необходимые коррективы и повторите проверку. Если вы можете удерживать внимание собеседника среди вопящих телеэкранов, значит, вы готовы представить свою презентацию в конференц-зале.

Сразу будьте интересным. Каждый раз, выходя перед аудиторией, вы сообщаете: «Пожалуйста, тише. Сейчас будет интересно». Именно этими словами Зак Галифианаки начинает «The Comedians of Comedy». Люди ожидают увидеть хорошо подготовленного, уверенного, интересного оратора. Это особенно сложно, если вы нервничаете. «Сделайте перед выходом несколько легких упражнений, чтобы поднять адреналин (но не перестарайтесь, чтобы не вспотеть)», — советует Нил Стивенсон, управляющий директор IDEO, который проводит обучающие тренинги для участников TED. Не нужно откашливаться и выдавливать из себя вступление — встаньте прямо, направьте голос и сразу же завладейте вниманием публики. Первые фразы задают тон всей вашей презентации и располагают к вам аудиторию.

Найдите «себя» в своей презентации. Не так просто подыскать эмоциональное ядро, «самого себя» в презентации, посвященной плану оптимизации развития продукции или стимулированию покупательской лояльности. Но все же этого можно добиться с помощью повествований, как мы делаем это с участниками шоу Mortified. Почему именно вы должны рассказывать эту историю? В чем заключается уникальность вашей точки зрения? Что вас больше всего увлекает? Может быть, эмоциональным двигателем плана оптимизации развития продукции является ваша любовь к планированию и вера в новое дизайнерское направление компании. Каким бы ни было ядро вашей истории, оно сделает ваше выступление более убедительным и поможет наладить контакт с аудиторией.

Упрощайте и преувеличивайте. Чтобы не потерять нить истории, разворачивающейся перед аудиторией в режиме реального времени, слушателям нужно приложить определенные усилия. Им приходится одновременно удерживать в голове множество деталей — персонажи, обстановка, сюжетные линии и так далее. При этом у них нет возможности отмотать назад или снова заглянуть на предыдущую страницу. Чтобы облегчить им задачу, отбросьте второстепенные детали, не используйте деловой жаргон, создайте эффект погружения в повествование, добавив сенсорные элементы (вид, запах, звук, вкус), и четко выделите основные пункты, чтобы сделать их более неожиданными. Или, как я говорю участникам шоу Mortified, «Представьте, что я — подвыпившей студент в заднем ряду, и расскажите мне свою историю».

Уверенное завершение. «Если люди не понимают, что шутка закончилась, — говорит чикагский комик Адам Берк, — значит, шутка не удалась». Почему, как вы думаете, эффектная реплика, завершающая выступление, называется ударной? Люди инстинктивно ждут простой и запоминающейся развязки. С точки зрения рассказа истории, слабое окончание («Ну что ж, кажется, наше время закончилось») равносильно незапланированному падению со сцены. Оно оставляет у аудитории чувство неудовлетворенности и гасит ее энергию. Если вы сомневаетесь, вернитесь к тем словам, с которых начали выступление, чтобы ваш рассказ сделал полный круг.

Последний совет относится не столько к сценическим приемам, сколько к перемене образа мыслей. Продумайте пошагово, как вы будете «представлять» свою «презентацию», пусть даже мысленно. Этот простой анализ поможет вам подать историю в более захватывающем, развлекательном ключе.

Аннет Феррара
Оригинал статьи