Установление контакта в деловой коммуникации

27 Ноя 2012 статья

small_information_items_172.jpg Со школьной скамьи мы слышим фразу о том, что человек – социальное животное. Под этим подразумевается его общественная жизнь и способность к осмысленному общению, необходимому для существования. Однако в тех же школах не преподают, как выстраивать коммуникацию с окружением.

Мы, скорее, учимся этому сами, интуитивно, набивая свои собственные шишки. В каком-то смысле такой опыт нам необходим, но часто из-за незнания и отсутствия достойных примеров мы закрепляем навыки, которые не работают эффективно.

Что такое деловая коммуникация? Это сложный процесс общения между людьми, выстраивающих отношения в бизнесе, целью которых является достижение определенных результатов. Ими могут быть договоренность о сотрудничестве, заключение контракта, устройство на работу и многое другое. Для того чтобы результат был достигнут максимально комфортным для всех сторон образом, нужно последовательно выстраивать отношения. Но с чего все начинается?

Элемент первый: установление контакта.

Как было уже сказано выше, коммуникация – это процесс. И как любой процесс, он имеет свои стадии. Все начинается с установления контакта и заложения основы гармоничных отношений. Я сравниваю начало взаимодействия между людьми с открытием двери и входом в комнату. Нам важно начать общение с человеком так, чтобы не споткнуться при входе о порог и плавно войти в помещение.

Какие простые три действия позволят нам установить комфортные условия для коммуникации с первых же секунд? Все мы прекрасно о них знаем, однако на деле оказывается, что пренебрегаем ими.

  1. Приветствие. К сожалению, особенно заметна эта проблема в переписке, когда, получая письмо или сообщение в социальной сети, мы видим какой-то вопрос или просьбу без банального «здравствуйте» или «привет». Текст оказывается сваленным на нас как снег на голову. Более того, это просто некультурно! Другой пример. Вы, наверняка, замечали, как во время телефонного звонка в какую-либо организацию повисает длинная неловкая пауза после вашего «здравствуйте». Мы делаем паузу, чтобы услышать в ответ то же самое, но человек на другом конце провода, по всей видимости, не считает нужным тратить на нас слова. Разговор с первых секунд принес дискомфорт.

  2. Улыбка. Я не призываю вас ходить с натянутой американской улыбкой и улыбаться всем. В нашей культуре почему-то считается, что человек без улыбки – серьезный и сосредоточенный. Однако попробуйте прийти на собеседование в крупную современную компанию с напряженным и тяжелым лицом и не улыбнуться в ответ HR-менеджеру. О вас сразу сложится впечатление угрюмого и неразговорчивого человека. Если вы улыбаетесь, то, как минимум, производите впечатление человека позитивного, уверенного в себе, готового к общению. С вами хочется продолжать беседу.

  3. Зрительный контакт.Вы обращали внимание, что когда человек обманывает, то прячет глаза? Вы замечали, что когда в общении двух людей одному из них не очень интересен собеседник, то первый отводит глаза в поисках того, что поможет ему прервать разговор? Вы, должно быть, также обращали внимание, что когда мы разговариваем с человеком по телефону, то внимательно прислушиваемся к его интонации? Тем самым мы компенсируем недостаток зрительного контакта. Это очень важный диагностический инструмент в общении. Он позволяет нам лучше понимать намерения человека, его эмоции и то, как он воспринимает информацию. Соблюдайте зрительный контакт, смотрите открыто, без вызова и агрессии. Старайтесь замечать детали в облике и манере общения собеседника – это поможет вам в дальнейшем взаимодействии с ним. На наших тренингах по навыкам деловой коммуникации мы проводим одно интересное упражнение: внезапно даем людям в парах посмотреть друг на друга в течение одной минуты, не отрывая глаз. Далее просим участников из другой пары задавать одному из них вопросы относительно внешности другого. Часто даже одной минуты внимательного взгляда на партнера достаточно, чтобы хорошо запомнить важные нюансы.

Есть еще два дополнительных способа сделать человека «своим» и прочно установить контакт с ним. Во-первых, это обращение по имени. Если вы знаете имя еще до того, как официально познакомились, используйте это преимущество. Имя для человека (даже если оно ему не нравится) – важный звук, на который он реагирует легче всего. Ко всему прочему, любому будет приятно осознавать, что он известен другим, а это послужит «крючком», привлекающим его внимание к вам.

Другой прием – комплимент. Однако будьте аккуратны: далеко не все адекватно воспримут комплимент от едва знакомого человека. Не делайте неискренние комплименты (это всегда чувствуется и выглядит как подхалимаж), а делайте только такие, которые уместны в данной ситуации и которые будут стопроцентно действенными.

Статья написана специально для сборника «Путеводитель по компаниям» (издание Учебно-кадрового центра «Профессиональный рост»).