"Удобный зритель". Обратная сторона медали

27 Янв 2015 статья

У нас в зрительном зале бывают разные люди. Один нас с интересом слушает, другой заваливает сложными вопросами, третий агрессивен и постоянно отпускает какие-то шуточки. Обычно всех интересует в наибольшей степени то, как отбивать нападки со стороны агрессора, как уводить разговор с неудобной темы. Но я бы хотел сказать несколько слов о том слушателе, который вполне дружелюбен и приветлив: чем он может помешать?

il-vibor.jpg

Итак, дружелюбный слушатель. Он обычно сидит на передних рядах, ему интересно все, о чем вы рассказываете, он ловит каждое слово, готов поддерживать дискуссию, приводит свои примеры из жизни и так далее. И вот тут как раз может скрываться подвох. Он, в силу своей открытости и желания общаться, может постоянно сбивать с мысли. Делает это он не со зла. Как я уже писал, он хочет участвовать в вашей презентации. И это хорошо! Психологически важно, чтобы такие люди были - нам так спокойнее, страха меньше, когда есть кто-то на нашей стороне. Но он слишком много говорит - вот в чем загвоздка.

У меня был однажды похожий случай на тренинге. Был такой "помощник", который все время вставлял примеры из своего опыта проведения презентаций и байки. Первый раз, второй, третий. Я смотрю на часы, а он "крадет" полезное время тренинга, уже минут на 10 тайминг сдвинулся от запланированного. Что делать?

Зрителя надо "дозировать". То есть где-то дать ему слово, а где-то вежливо попросить рассказать об этом случае на перерыве, Его главная потребность - это общение, поэтому ему нужно давать его. Но это можно перевести и в плоскость деятельности. Пусть этот слушатель будет помощником в каком-то элементе презентации.

На тренинге я попросил его помогать мне собирать мнения участников и записывать ответы на флипчарт. Конечно, в презентации у вас такого может не быть запланировано. Но можно попросить человека фиксировать в блокнот ход дискуссии с залом, чтобы потом он подсчитал мнения, огласил какие-то итоги или сделал вывод (помните, что он готов к участию, поэтому с высокой вероятностью отзовется на ваше предложение). Мягко ведите с ним диалог, просите его о чем-то, в трудные моменты обращайтесь именно к нему (он в "режиме ожидания"). Только не работайте на этого слушателя всё время.

У каждого типа зрителей есть не только свои плюсы, но и минусы (и наоборот). Их привычки, потребности и способы взаимодействия с ними мы изучаем в модуле тренинга "Типология слушателей", чтобы знать, какой ключик к кому подходит.

Но помните: даже если в зале есть ваш сторонник, вы рискуете пойти на поводу у его вставок, потеряв время. Такого ученика не нужно гасить, ему нужно давать высказываться (иначе группа заметит, что мы директивно ведем выступление и не даем свободы слова, а они в итоге подумают, что диалога и не предвидится). Не нужно вестись за одним слушателем, не нужно пытаться понравиться, иначе можно потерять всех остальных. Умейте перерезать эту пуповину и вести презентацию для всех.