Сторителлинг в тренингах. Тренерам на заметку

14 Сен 2017 статья
Каждый тренер знает, что в начале тренинга нужно замотивировать группу на обучение, показать актуальность приема или знаний, которые предстоит освоить. Я хочу предложить решение этой задачи с помощью историй. Со сторителлингом удается убить двух зайцев сразу: показать важность обучения и сблизиться с группой. Поясню по очереди, как это работает.  

Почему это важно? 
Предположим, у нас тренинг по переговорам. Вспомните случай, в котором вы отчетливо поняли, что без навыка переговоров вы бы с ситуацией совершенно не справились. Вспомните в деталях, что было, кто был рядом, с чем пришлось столкнуться, и какую роль именно переговорные навыки сыграли тогда? Расскажите историю об этом случае, называя то, что я просил вспомнить. Этот рассказ наиболее уместен в начале тренинга или модуля. Важно: в концовке рассказа не забудьте подытожить, например: "...и если бы не умение разговаривать и отстаивать свои интересы, мы бы и на сантиметр не приблизились к успеху". 
Кстати, это может быть не обязательно хэппи-энд. Можно закончить альтернативно: "В конечном итоге все закончилось плачевно. И только спустя время, снова и снова анализируя ситуацию, я наконец осознал, что нужно было договариваться, а я этого совсем не умел". 
В обоих случаях центральную роль играют навыки переговоров. В первом варианте они помогают, во втором - наоборот - их отсутствие мешает персонажу рассказа. Так показывается важность данного умения, которое и предстоит осваивать участникам тренинга, повышается его ценность.  
Лично я сам прибегаю к рассказу, когда показываю значимость репетиций презентаций (это мессадж, ради которого история и звучит). В своем рассказе... впрочем приходите ко мне и сами все услышите :) 

Сближение со слушателем
Как истории работают на сближение с аудиторией, за счет чего? Дело в том, что обычно зритель видит часть себя в рассказчике. Мы когда-то проходили через какие-то трудности, а теперь такие же проблемы стоят перед ним. Постепенно он нам начинает доверять, ведь наш опыт релевантен его опыту, он видит, что мы похожи.
Но как рассказать историю "правильно"? Во-первых, нужно понимать, что будет играть ключевую роль. Как в случае с навыками переговоров выше. Задайте себе вопрос "Что я хочу поведать? Что важно?". Второе: нужно помнить про драматургию истории. То есть не забыть обрисовать контекст и ввести конфликт, т.е. противостояние кого-то с кем-то или чего-то с чем-то. Без противостояния история не будет историей. И в-третьих, нужно помнить, что история не должна быть нравоучением или рекламой. История - это ваш личный опыт и переживания, ваше "раздевание" с целью демонстрации чего-то глубокого из опыта. Именно за ценность и опыт рассказчика слушатели любят истории.

у костра рассказы.jpg

Рекомендую и не рекомендую
Не рекомендуется выдумывать небылицы. Мол, однажды у меня случилось нечто такое что раз и навсегда показало мне важность освоения навыков выживания... бла-бла.. Трудно объяснить, но аудитория часто чувствует выдуманность и неестественность. Это витает в воздухе, над головой спикера. 
Обязательно рекомендую истории "репетировать", точнее, пробовать рассказ не в "боевых" условиях, не на тренинге. Два-три раза проведите проверку, посмотрите, показывает ли история главное - вашу идею - и переносите этот рассказ в тренинг. Ваши участники будут видеть, что вы знаете, о чем говорите и чему обучаете, что вам можно верить и захотят последовать по пути, который вы им предлагаете.

Делитесь историями, наблюдайте за людьми. Коллекционируйте байки, притчи и подслушанные рассказы. Вы увидите, что сторителлинг меняет людже, донося важный опыт.

Делитесь историями, рассказывайте и наблюдайте за людьми. Коллекционируйте байки, притчи и подслушанные рассказы. Вы увидите, что сторителлинг меняет людей и отношения между ними.