Составной элемент презентации

24 Окт 2012 статья

Ни одно выступление не должно обходиться без историй. Это аксиома. Именно она делает ее понятной и интересной. Полагаю, что в школьные и студенческие годы в нашем подсознании глубоко оседает страх, что презентации и доклады – это скучное времяпрепровождение. Поэтому мы не любим посещать конференции. К сожалению, 99% спикеров убеждают нас в этом снова и снова, и 99% выступлений не достигают своей цели.

Взгляните на известных спикеров, и вы увидите, что они полны событий из жизни. Это помогает решить несколько задач. Во-первых, это один из способов убеждения. Конечно, для аргументации своей позиции нужно прибегать к статистике, к конкретным цифрам и результатам исследований, использовать отсылку к авторитетам и источникам информации. Однако в ряде случаев мастерское использование сторителлинга оказывает существенное влияние на субъективное восприятие информации. Здесь следует упомянуть об одном нюансе. Замечено, что истории воспринимаются аудиторией с большей готовностью, если сам оратор был участником описываемых событий. Разумеется, зная это, многие выступающие приукрашивают свои рассказы или просто помещают себя в центр событий, свидетелем которых никогда не были. Но эффект есть, значит использование приема оправдано.

Если мы посмотрим на выступления Стива Джобса, то увидим, что в ходе его презентаций постоянно рассказывалось что-то из жизни. Это может быть видео-ролик, в котором молодая мама рассказывает, как приложения для iPad помогают развиваться ее малышу. Или события из жизни приглашенных на сцену спикеров (разумеется, все идет по сценарию и отрепетировано не один десяток раз). Эти ходы позволяют по-разному представить продукт и его невероятные характеристики.

Во-вторых, истории могут быть использованы для привлечения внимания аудитории. Вы наверняка замечали, что любой рассказ или лирическое отступление заставляет публику оживиться. Дело в том, что во время его у нас меняется манера говорить: изменяется тембр голоса, темп, интонации, «включается» жестикуляция и мимика. Это привлекает внимание сидящих в зале. Ученые говорят о 20-минутных интервалах наибольшей концентрации внимания. Зная это, вносите разнообразие в презентации своими рассказами. Иногда допустимы истории даже на отвлеченные темы, а также анекдоты, интересные факты, мифы и т.д.

В-третьих, саму презентацию можно создать как отдельную историю, в которой будет разворачиваться сюжет. Обычно это используется выступающими на релиз-презентациях, где представляется новый продукт или идея. Это в некотором смысле напоминают театральную постановку, но не тем, что приглашаются актеры и разыгрываются мизансцены, а тем, что само выступление строится в виде рассказа и создается по правилам создания сценариев.

Что нужно учесть для этого? Обязательно нужен герой. Таким героем может быть сама компания, спикер, продукт или потребитель продукта. Обязательно нужен конфликт или ситуация, которая представляет вызов для героя. Часто в мотивационных выступлениях или success-stories используется прием «взлет и падение», когда всем казалось, что все потеряно. И, конечно, нужно событие: преодоление конфликта, которое изменило существующее положение дел и привело героя к победе.

Какие ошибки часто можно наблюдать у рассказчиков? Приведу 4 часто встречающиеся.

  1. Слишком все затянутлось. Вам наверняка доводилось слушать пересказ фильма или книги, которая вдохновила вашего собеседника. Согласитесь, далеко не всегда его рассказ оказывается столь же вдохновляющим.
  2. Очень часто выступление бывает слишком длинной из-за насыщенности ненужными и вырванными из контекста деталями. Не затягивайте!
  3. Рассказ без эмоций. Часто спикер рассказывает о чем-то , что должно взволновать публику, совершенно спокойно и пресно. Как следствие, аудиторию это не захватывает и цель не достигается. Тренируйтесь в передаче эмоций и раскрепощайтесь.
  4. Отсутствие морали или, наоборот, выводы там, где это совсем не требуется. В первом случае бывает непонятно, к чему и зачем в презентацию вплетен этот «один интересный случай». Во втором случае спикер слишком нарочито показывает, что «сейчас будет мораль, внимание!». Все равно, что пояснять анекдот, когда все поняли шутку.

В заключение приведу фразу из книги «Я вижу вас голыми» Рона Хоффа: «Не рассказывай мне о своих семенах, лучше расскажи мне о моем газоне». Говорите своим слушателям о том, что им важно. Истории – это простая и доступная форма коммуникации, которая может продвинуть вас в решении бизнес-задач и благотворно повлиять на вашу репутацию.

Специально для портала Brainity.ru