Просто как «раз-два-три». Чем удобны триады в презентациях?

Как использовать триады в презентациях, почему в них лучше применять 3 идеи, а не 7
Многие, вероятно, слышали про магическое число Миллера (7±2)? Мол, это количество информации, которое мы можем удерживать в фокусе внимания/кратковременной памяти. Однако не всегда и не везде это правило работает, не так уж оно и универсально. А в презентациях это правило все-таки, скорее, не работает. Представьте себе, что вы проводите представление сложного продукта перед широкой аудиторией. Вам щедро выделили 25 минут и 5 на вопросы. Вас, конечно, начинают сразу терзать вопросы «Что рассказать, как все успеть, о чем говорить, ведь все такое важное?»

Многие, памятуя о «числе Миллера», думают так: «Надо взять 7 идей, это будет 7 блоков в презентации». В принципе сам по себе подход правильный: очень важно определить их лимит, нужно отобрать важные мысли, чтобы их последовательно раскрыть. Но только загвоздка в том, что 7 — это слишком много.

Лучше возьмите три. Не ошибетесь. Почему три? Их аудитория запомнит с большей вероятностью. Триада — вот где настоящая магия! Спросите любого человека, который выходит из кинотеатра «Какие 3 эпизода ему запомнились больше всего». И он назовет их без труда. Спросите друга, который закончил читать только что книгу, какие 3 идеи он вынес из нее. Он назовет их. Спросите соседа по креслу, когда будете сидеть на конференции, какие 3 положения он запомнил из выступления человека, покидающего сцену, и он ответит. А вот с четвертым могут уже возникнуть колебания.

Триады «сидят» в глубине нас. Помните сказки? Три богатыря или сестры, 3 раза вокруг избушки обойди… Помните крылатые выражения? «Быстрее, выше, сильнее», «Мир, труд, Май». Мало кому известно, что «кровь, пот и слезы» у Черчилля были четверкой. Там был еще «тяжелый труд», только он выбивался и остался за кадром.

Главные мысли, которые будут составлять костяк вашей презентации — вот что нужно научиться делать в самом начале подготовки презентации. Просто спросите себя: какие 3 идеи я хочу, чтобы они запомнили?

Да, это трудно — брать и наступать своей песне на горло, отказываться от чего-то (ведь «все такое важное!»). Но это нужно пересилить. Они не запомнят 5 или 7.

Я как-то был у американского тренера по презентациям. Так он вообще в этом вопросе был жесток. Он не просто рекомендовал три идеи, а «дрессировал» их в участниках. Чтобы от зубов отскакивало и ни шагу в сторону четырех.

Повторю: эти три идеи станут вашими подтемами, смысловыми блоками, которые составляют основу презентации. Так мы создаем план речи. Задаем себе вопрос: «Какие 3 идеи я хочу осветить», записываем их, а далее начинаем прорабатывать каждую по-отдельности, тем самым наполняя содержание выступления. С этого мы и начинаем работу на наших тренингах, когда касаемся темы композиции. Конечно, нам нужно еще подумать о вступлении и заключении, о логических связках между частями, о фишках. Но это уже тема отдельного разговора. А пока рекомендую потренироваться в упаковке презентации в три блока. За остальным приходите на тренинг!
Предстоит ответственная конференция? Назначьте встречу, чтобы обсудить задачи.

Александр Яныхбаш
бизнес-тренер, к.псх.н.