Проговаривание вслух поможет учебе

2 Окт 2017 статья

Когда психолог из университета Иллинойса Брайан Росс записался на курс информатики, это был первый его учебный курс за долгое время, и на общем фоне он выделялся бородой и лысеющей макушкой. На добрый десяток лет старше других студентов, Росс был среди них кем-то вроде изгоя. Это заставляло его нервничать.

Но было у него и преимущество. Росс исследует обучение на практике, и ему знакома эффективная, но часто недооцениваемая техника «объясни-себе-сам». Этот подход заключается в том, чтобы задавать себе разъясняющие вопросы, такие как: «Что это значит? Почему это важно?» И если делать это вслух, это действительно помогает. Одно исследование показало, что те, кто объясняет идеи самим себе, понимают почти в три раза больше, чем те, кто так не делает.

Чтобы превзойти своих младших коллег, Росс задавал себе множество вопросов. Читая заданные тексты, он устраивал себе настоящий допрос. После каждого параграфа и предложения он спрашивал: «Что я только что прочитал? Как связать это воедино? Встречал ли я такую мысль раньше?»

К концу курса Росс обнаружил, что, несмотря на сравнительную неопытность и небольшое знакомство с компьютером, он мог ответить на многие вопросы, ставившие в тупик его соучеников. Более того, он лучше них разбирался в программировании. «Зачастую у меня было преимущество, — рассказал мне он. — Потому что я видел картину целиком».

В современной экономике мало какие навыки имеют такое же значение, как способность учиться. Во всём мире от успешного обучения зависит величина будущего заработка. Компании могут оплатить курсы или возместить затраты на обучение, но умению приобретать навыки почти нигде не учат.

Применить в учёбе технику «объясни-себе-сам» можно следующим образом:

  • Говорите с самим собой
  • В обществе это не приветствуется: бормотание себе под нос часто производит впечатление психического расстройства. Не стоит делать это на публике. Однако разговор с самим собой жизненно важен для понимания материала и в большинстве случаев полезен в учёбе. Хотя бы потому, что при проговаривании мы замедляемся, а в замедленном режиме опыт усваивается лучше.

    Кроме того, разговор с самим собой помогает нам понять, как мы думаем. Беседуя с собой, мы обычно задаём примерно следующие вопросы: «Откуда я это знаю? Что меня смущает? Точно ли я это знаю?» Когда мы ставим на паузу подкаст или останавливаемся, чтобы подумать над страницей учебника, мы думаем о том, как устроено наше мышление, и более эффективно развиваем нужные навыки.

  • Выясняйте причины
  • Объяснение самому себе может пробудить любопытство, которое в других случаях осталось бы незамеченным. Нужно задавать себе один вопрос: «Почему?» И если мы действительно разобрались в теме, ответить на этот вопрос будет легко.Если я спрошу у вас что-то подобное о вашем родном городе — вы ответите без запинки. Если же мы чего-то не знаем, ответить на такой вопрос сложнее — и он пробуждает исследовательский интерес.

    К примеру, спросим у себя: «Откуда берутся волны на воде?» Кто-то решит, что это очевидно, и без интереса ответит: «Ну, волны — они от ветра. Ветер дует и морщит поверхность воды».

    Но за этим вопросом неизбежно последуют другие: «Почему ветер поднимает частицы воды?» или «Откуда берутся волны, когда ветра нет?» На этом-то месте нас переклинит. Меня — точно, во всяком случае. И я начинаю искать ответ, перекапываю интернет и читаю про то, как энергия распространяется по воде. И так я узнаю много нового.

  • Резюмируйте
  • Подведение итогов — это простой способ запустить процесс объяснения самому себе: пересказывая мысль своими словами, мы стимулируем усвоение информации.

    Возможно, вы уже с этим сталкивались. Вспомните, как вы читали какую-нибудь статью в журнале, а затем излагали её главную мысль другу. Наверняка после этого информация, приведённая в статье, лучше усвоилась и отложилась в вашей памяти.

    Другой пример: представьте, что вы недавно написали кому-то письмо, изложив свои мысли о какой-нибудь документальной передаче с Нетфликса. Вы вычленили её идею, намного лучше её осмыслили и тем самым лучше усвоили как саму передачу, так и затронутые в ней темы.

    Попробуйте применить это в жизни. В следующий раз, когда кто-нибудь — начальник, друг или супруг — будет объяснять вам, как что-то сделать, не поленитесь и повторите его указания вслух. Повторение поможет вам резюмировать всё, что вы только что узнали, и даст вам больше шансов запомнить эту информацию.

  • Находите связи
  • Один из плюсов объяснения самому себе в том, что оно помогает людям находить новые связи и ассоциации. Это помогает лучше запоминать. Объясняя что-то самим себе, мы пытаемся найти связи между понятиями. Именно поэтому работают такие приёмы, как мнемоника. Например, мы лучше помним цвета радуги, выучив фразу про охотника и фазана: через связь между первой буквой названия цвета и первой буквой каждого слова в ней.

      Находя связи в интересующей нас теме, мы глубже в неё вникаем. Это объясняет, чем Брайену Россу так помогло проговаривание. Изучая программирование, он объяснял себе материал, опираясь на другие слова и концепции. «Когда ты объясняешь и проговариваешь что-то сам себе, ты главным образом пытаешься связать всё воедино, — сказал мне Росс. — Просто говоришь себе: ага, это работает, потому что вот это, а это — потому что вон то».

      Технику «объясни-себе-сам» следует включить в профессиональную подготовку работников, поскольку экономика требует от нас поиска новых закономерностей и приобретения новых навыков и умений. Генеральный директор фирмы AT&T Рэндал Стивенсон говорит, что работникам сферы IT нужно учиться онлайн хотя бы по пять часов в неделю, чтобы оставаться в тренде. И, вероятно, им придётся найти место, где можно уединиться, чтобы не стесняться разговаривать с собой вслух.

      Ульрих Бозер
      Оригинал статьи