Про ожидания участников мастер-классов

13 Дек 2012 статья

Каждый раз, когда я провожу мастер-класс по презентациям и выступлениям, я задаю аудитории вопросы «Что вам интересно было бы узнать? Что вас сюда привело и что хотелось „унести“ с собой по окончании?» Для меня это очень важно. Объясню почему. Да, у меня есть свой сценарий занятия, есть подготовленная речь, а также план: я расскажу об этом, и том, и сём. У меня могут быть запланированы какие-то мини-упражнения даже. Но мне важно понять, на чем сделать акценты, о чем поговорить более подробно. Аудитория приходит за какой-то информацией в первую очередь. И ей же будет лучше, если я расскажу о чем-то, что особенно актуально для конкретных людей в этом зале. Я готов рассмотреть более детально какие-то нюансы выступлений.

Однако случается, что аудитория ни о чем не спрашивает. Да, факторы бывают разные: усталость (особенно вечером), стеснение (как передо мной, так и перед своими), да и непонимание сути вопроса. Но как же так? Ведь мы все проводим презентации и регулярно выступаем. Нам всем приходится сталкиваться с разными ситуациями во время выступлений. Ведь это и может стать поводом для вопроса мне! Как справиться с волнением, как переключать слайды, как отвечать слушателям, как не забыть текст, как убедить аудиторию и показать, что это та тема ей актуальна… Вопросов может быть масса. А их отсутствие — важный диагностический показатель заинтересованности слушателей и важности этого для людей.

Еще одна причина кроется, как мне кажется, в том, что люди не проводят самодиагностику и самоанализ, работу над ошибками в своих выступлениях, поэтому им и нечего спросить. У них все и так хорошо. Я недавно слушал, как человек на полном серьезе говорил «Зачем мне что-то менять, если я с этой презентацией езжу каждую неделю по клиентам?» Ну да, зачем менять? Зачем вносить дополнения и развивать то, что есть? :) Неужели предложение, с которым он ездит по клиентам, все время одно и то же и не «обрастает» новым функционалом? Неужели он сам как спикер не растет? Неужели не хочется делать еще лучше? Не поверю. Многие просто ленятся и не хотят напрягаться, переделывать слайды, менять в них местами блоки и т.д. А тем временем уходят не в том направлении и закрепляют навыки «скучной презентации». Так и приходят на занятие с ощущением, что «сейчас должно быть что-то интересное, но что конкретно хотелось бы прояснить — не знаю...

Мастер-класс — это отличная возможность узнать что-то новое для себя, посмотреть на других, обменяться мнениями и опытом. Но самое главное — получить конкретную пользу для себя любимого. Более того, ведущий может сэкономить кучу времени, которую участники могут потратить на поиски ответов в литературе :) В общем, задавайте вопросы (себе в том числе), спрашивайте и будьте активными на занятиях!