Презентация на 5+

19 Июн 2012 статья

Во время учебы в университете мне часто доводилось присутствовать на различных докладах и презентациях. Это были и студенческие форумы, и научные конференции, и отчеты или совещания в компаниях, с которыми я сотрудничал. Несмотря на разные области и разные задачи в большинстве случаев у них был один общий недостаток: они были невыносимо скучными.

Я смотрел на выступающего и видел, что он хочет поделиться чем-то значимым, у него есть информация, которая может изменить жизнь слушателей к лучшему. Но я также смотрел на аудиторию и часто видел, что люди в зале сидят со стеклянными глазами, они словно загипнотизированы и погружены глубоко в себя. При этом они вовсе не включены в тему выступления, а словно находятся в состоянии легкой дрёмы. Не самое приятное зрелище для презентатора.

Лишь небольшая часть из них была по-настоящему увлекательной и запоминающейся. Причина даже не в том, что тема была особенно актуальной для меня. Важно то, как всё было организовано, как выкладывался спикер.

Каждый раз, когда нам предстоит выступать с докладом, мы думаем о том, что будем говорить, готовим текст. Собираем всю информацию, которая относится к теме. Иногда даже с избытком, из-за чего перегружаем наших слушателей. Такое стремление к информационной насыщенности можно объяснить тем, что у нас есть страх, что могут задать вопрос, на который мы не сможем дать ответ, и наша речь будет провалена.

Многие наверняка слышали про то, что помощники президента США по работе со СМИ в процессе подготовки к пресс-конференции или интервью «предсказывают» около 90% вопросов. Он тщательно готовится к произнесению публичной речи. А вы?

К сожалению, не все выступающие готовятся тщательно. Многие из тех, кто все-таки не хочет отдавать ход выступления на волю случая, слишком сильно концентрируются на содержательной стороне. Само по себе это не плохо, но этого недостаточно. Помимо произносимого текста существует еще несколько факторов, оказывающих существенное влияние на успешность мероприятия.

Вы наверняка оцениваете себя в конце. Вспоминаете общее настроение, вопросы, которые вам задавали, возникшие заминки, какие-то удачные шутки или оговорки. У вас есть некие критерии для анализа прошедшего мероприятия. Но мало кто критически рассматривает всё до того, как вышел на сцену. А ведь именно умение оценить еще несостоявшееся выступление и вовремя внести корректировки может вывести вас на новый уровень.

Я расскажу о пяти критериях оценки презентации на этапе ее создания. Это 5 элементов, которые нужно заложить в неё для того, чтобы она не пополнила собой перечень тех скучных речей, о которых упоминалось в начале статьи. Вы должны оценить: эмоции, коммуникацию, информацию, организацию и мотивацию.

Пусть презентация заиграет красками. Эмоции.

У нас в компьютерах есть такая функция как «воспроизведение текста». Попробуйте ввести любой текст и послушайте, как электронный голос произносит написанное. Чего-то не хватает, не правда ли? Не хватает эмоций, пауз и интонаций. В общении с публикой вы не должны быть похожи на устройство для воспроизведения текста. В выступлении должны быть эмоции, которые можно передать с помощью голоса. Очень часто презентаторы монотонно говорят, их речь никак не окрашена, они торопятся и глотают слова. Все это не придает ощущения живости, которое необходимо и естественно для общения людей.

Должен быть драйв, огонь или хотя бы искра. Даже если это научный доклад, в нем всегда присутствует такой обязательный элемент, как актуальность темы. Я уже не говорю про представления новых проектов или креативных бизнес-идей. Здесь вы не ограничены рамками строгих требований, которые присущи академическим заведениям, и публика там более лояльна по отношению к эмоциям спикера.

Один из самых выдающихся презентаторов современности Стив Джобс во время своих речей делился своей страстью, тем, чему он посвятил свою жизнь. Его страстное отношение к своим произведениям невозможно было не заметить. Эта эмоциональность имела заразительный эффект и передавалась сидящим в зале.

Всегда должна быть динамика. Не только в том, где вы стоите или сидите, как быстро передвигаетесь по сцене, но и в том, что вы говорите. Речь должна задействовать не только рациональное, но и эмоциональное в нашем сознании. Разбавляйте её прилагательными, используйте эпитеты и красочные аналогии (невыносимая жестокость, лучезарная улыбка).

Привнесите драматизм. Особенно хороша драматизация в коммерческих презентациях. Товар или услуга, которые вы представляете, призваны решать какую-либо проблему. Сделайте из мухи слона, преувеличьте проблему (оставаясь в рамках реальности, конечно). Покажите «страшные последствия» и затем продемонстрируйте, как вы можете им противостоять с помощью своего бизнеса.

Используйте юмор. Шутите над собой. Самоирония дает людям понять, что вы уверенный в себе человек и не боитесь иногда быть смешным. Это расслабляет аудиторию и сближает с ней вас. Но не превращайте свое выступление в театр одного актера или Камеди клаб – все-таки люди еще хотят услышать информацию по теме (помните про динамику).

Общаться, а не читать лекцию. Коммуникация.

Ваша презентация не должна напоминать монолог, даже если формально так и есть. Речь должна быть ориентирована на людей. У них должно складываться впечатление, что им не читают нравоучения или лекцию, а с ними разговаривают.

Включайте сидящих в зале в обсуждение, спрашивайте о чем-нибудь, просите поделиться своим опытом. Простое – «Скажите, кто хоть раз праздновал Новый год не у себя дома?» – уже позволит вам настроить аудиторию на общение.

Можно прибегнуть к более сложному приему и дать слово кому-нибудь из зала. Можете попросить выйти на сцену, можете передать микрофон и дать возможность высказаться. Помимо создания ощущения диалога это вовлекает зрителей в процесс и повышает уровень их внимания.

Если вы не уверены, что сможете вытянуть человека из зала на всеобщее обсуждение, то пригласите с собой друга, который в нужный момент сам вызовется на сцену или задаст вопрос. Это небольшая ораторская хитрость, которая работает при соблюдении правил конспирации.

Информация. Люди хотят узнать о чем-то.

Не перегружайте информацией. Давайте столько информации, сколько считаете нужным, плюс еще немного. Но не перекармливайте аудиторию. Подумайте, зачем люди пришли на мероприятие, что они хотят узнать. Это даст вам ориентиры и позволит не уходить далеко от темы.

Ваша информация должна быть представлена на понятном конкретной аудитории языке. Помните о том, что специфический сленг не всегда уместен. Чем проще, тем лучше.

Слайды тоже не должны быть перегружены. Не используйте прием Ctrl+C & Ctrl+V. Выберите самое нужное, кратко сформулируйте основную мысль и подберите яркий и емкий заголовок к слайду.

Используйте картинки, которые помогут слушателям лучше представить то, о чем вы говорите. Тщательно подбирайте образы, ведь иногда одна удачная фотография способна передать больше, чем целая страница текста.

Быть менеджером выступления. Организация.

Ваша презентация должна быть четко организована. Для начала вы должны позаботиться о том, как люди узнают о выступлении. Из каких источников, в какой форме?

Продумайте логистику: как люди доберутся до вас, как найдут конференц-зал, где будут отдыхать в перерывах.

Пожалуй, не нужно лишний раз напоминать о том, что ваши слайды должны быть безукоризненными: созданы в едином стиле, набраны нормальным шрифтом и без раздражающих «наворотов». Возьмите с собой запасную флешку, а еще лучше – выступайте со своим ноутбуком, на котором точно будут распознаваться шрифты и откроется нужный файл.

Если у вас предусмотрен раздаточный материал, то кем он будет раздаваться? Будете ли вы давать всё сразу или по частям?

Определите регламент и отрепетируйте презентацию, желательно перед зеркалом. Приезжайте на место раньше всех, чтобы осмотреть зал и порепетировать на месте.

Побудить к действию. Мотивация.

Любое такое мероприятие преследует какую-то цель. Это может быть продажа чего-то, поиск инвестора, реклама или привлечение внимания общественности к проблеме. В любом случае, аудитория не должна быть пассивной, ее нужно побуждать к совершению какого-то действия. Если мы говорим об обучении (тренингах), то и в этом жанре нужно мотивировать людей. У них должно быть желание применять то, о чем они узнали на занятии.

У слушателей должен сохраниться эмоциональный подъем и вдохновение. Уходя, они должны помнить ключевую мысль и хотеть сделать то, ради чего вы выступаете. Для этого нужно знать их потребности и уметь убеждать. В конце подведите итоги и скажите, какие шаги нужно сделать людям.

После того как вы подготовили текст, оформили слайды и отрепетировали речь, оцените критически свою презентацию: есть ли в ней эти 5 элементов? Удовлетворяет ли она всем этим требованиям? Если какой-то из элементов отсутствует или представлен, по вашему мнению, недостаточно, возвращайтесь к творческому поиску, изменяйте и добавляйте новое для того, чтобы оценка, которую вы поставите себе после выступления, была выше.