Презентации за барной стойкой

Александр Яныхбаш

Презентации за барной стойкой
Тренинг для бартендеров Diageo
Чем отличается бартендер от бармена? В самом слове "tender" заключается подсказка. Этот тот, кто не просто создает напитки, но еще и ухаживает за гостями бара, создает атмосферу и настроение.
Как? Используя свое обаяние и ведя диалог с людьми, сидящими по ту сторону барной стойки.

Летом 2015 пройдет финал конкурса по мастерству бартендеров. И, конечно, выступление на конкурсе - не что иное, как презентация. Разве что зрители - это одновременно и члены жюри, и гости бара.

Компания Diageo, которой принадлежит 8 из 20 самых популярных премиальных марок, решила провести обучение мастерству выступлений перед публикой для российских финалистов.

Главная задача - сделать так, чтобы презентации были яркими.
Не менее яркими, чем коктейли, которые они будут смешивать.

Я придумал концепцию, которая должна была лечь в основу тренинга. Эта концепция, по своей сути, напоминает стадии "ухаживания" бармена за гостем. А для того, чтобы подтвердить свою гипотезу и лучше понять "магию" работы за стойкой, я отправился в один из известных баров Москвы.

С самого начала я стал изучать процесс общения с гостями. Конечно, и сам активно поддерживал разговор, и был вовлечен, но и без этого бармен был отличным ведущим вечера.
КОНЦЕПЦИЯ
В итоге я подтвердил идею: чтобы аудитория была вовлечена и чтобы у людей было хорошее настроение, нужно замиксовать три ингредиента.

КОНТАКТ

 

ПОДАРОК

 

ЭМОЦИИ


Контакт
Первая задача - включить интерес и поймать на крючок
1

Захват внимания

С чего начинается любое общение? Даже общение спикера с аудиторией в выступлении? Конечно, с создания первого впечатления и установления контакта. Очень важно "взять аудиторию" и правильно преподнести себя и свое творение перед членами жюри. Поэтому первое, чем мы занялись, это умение "включать" интерес и вовлекать зрителей в свою презентацию.

Это тема, которая называется "захват внимания". Здесь мы собирали различные способы нетрадиционного начала презентации.

Конечно, можно начинать стандартно: "Здравствуйте. Меня зовут Александр, я приготовлю коктейль "Кровавая Джери". Но это скучно. Это никого не цепляет. Конкурсант теряет очки с первых секунд.

Мы придумали около 15 приемов, с которых можно начинать презентацию. Далее тренировались так: участники получали заготовленный мной коктейль (точнее, его фото) и должны были придумать свой способ захвата.
Теперь участники тренинга могут вставлять в свой рассказ и интересные факты, и разрушать стереотипы о коктейлях, и приводить интересные цитаты по теме.
Подарок
Мы все любим слушать интересные истории...
2

Искусство рассказа

Мы все любим слушать истории. Где-то глубоко в нас заложена программа - "слушай рассказчика". Стоит нам только начать, как собеседник придвигается ближе, откладывает в сторону мобильник и слушает... Ну, а если наша история наделена смыслом или открывает человеку новые знания, это становится для него настоящим подарком.

У каждого бармена есть масса историй про коктейли. А количество литературных произведений, где описан тот или ной рецепт, просто бесконечно. Но! Знать историю и умело ее преподносить - две большие разницы. Для этого мы занялись изучением основ рассказа и рассмотрели принципы его построения.
Пока готовится коктейль, почему бы не рассказать о чем-то? Конечно, это не должна быть повествование о себе и своих проблемах. Никому не хочется слушать о поломке машины или курсе доллара. Людей больше всего увлекают поучительные истории или рассказы в жанре "Знаете ли вы, что...". Именно сочинением их мы и занялись. Замечу, что это должны были быть истории, в которых обязательно фигурировала барная жизнь - коктейль, бармен, встреча в баре и т.п.

Некоторые истории получились смешными, какие-то - требуют еще практики. Но одна из впечатлила всех до одного - настолько она была продуманной и драматичной. Оказалось, что в ее основе лежал личный опыт одного из участников. Настоящий "Лет ми спик фром май харт"!


Эмоции
Добавляем презентациям красок!
3

Артистичность и подача

Бартендеры - ребята, которым нельзя отказать в эмоциональности. Сфера деятельности у них такая. Эмоции по умолчанию. Однако в ситуации соревнования и оценивания растет напряжение и уходит свобода выражения. А это может сказаться на общем впечатлении.

Поэтому мы занялись тренировкой выразительности, играя в актерские упражнения. Мы учились поддерживать контакт с помощью взгляда со всеми гостями за стойкой. Тренировали интонации, выступая в роли актеров "одной фразы". Изучали жесты и работу тела. Барная стойка - это как трибуна у ораторов. Но даже из-за "трибуны" нужно уметь выделяться. Небольшая доля артистизма еще ни одной презентации не помешала.
Но на этом обучение не закончилось. Впереди еще домашнее задание. Участники готовят настоящие коктейли и записывают видео со своей презентацией. И, разумеется, в их задачу входит применение всего, что было на тренинге, только уже в реальных, боевых условиях.

Благодарю за отличный мастер – класс. Меня впечатлил индивидуальный подход и умения адаптировать программу под конкретную задачу. Благодарю за профессионализм и прекрасную атмосферу на ваших группах. Все участники получили новые знания, а самое главное прекрасно провели время. Буду рекомендовать вас своим коллегам. Спасибо.

Константин Саморуков
Бренд-амбассадор резервного портфеля Diageo
Лично мне было очень приятно работать с командой. Главное преимущество ребят - это открытость к новому и желание пробовать. Тут мне подумалось, что без желания пробовать они бы не были барменами :) И, конечно, они бы не вышли в финал такого большого конкурса. Спасибо организаторам за обеспечение обучения, а участникам - за атмосферу. Уверен, им будет все по плечу. И на конкурсе, и в баре.
Cheers!

Александр Яныхбаш
Бизнес-тренер, презентационный консультант
www.yanyhbash.ru